Сейчас Вы здесь:Главная arrow МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ arrow Я.А.Гейвандов.Воинские учреждения в банковской.... arrow Глава 3. Полномочия полевых учреждений Банка России при осуществлении банковской деятельности

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Глава 3. Полномочия полевых учреждений Банка России при осуществлении банковской деятельности Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Thursday, 02 April 2009

           Глава 3. Полномочия полевых учреждений Банка России при осуществлении банковской деятельности

           1. Права и обязанности полевых учреждений Банка России по организации денежного обращения

           Полномочия Банка России и его полевых учреждений по организации денежного обращения закреплены в действующем законодательстве. Их можно определить как предусмотренные законом права и обязанности полевых учреждений Банка России по обеспечению на всей территории РФ свободного перемещения финансовых средств в форме движения денег (наличных и безналичных), обеспечивающих реализацию товарно-денежных отношений, обслуживание кругооборота товаров и услуг и расчетов между государством и организациями в интересах обеспечения обороны и безопасности РФ. Организация денежного обращения в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях неразрывно связана с единой государственной денежно-кредитной политикой.

           Денежное обращения осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, в порядке и по правилам, установленным Банком России. К примеру, Федеральным законом установлен общий срок безналичных расчетов, который не должен превышать при расчетах в пределах субъекта РФ 2 операционных дней, в пределах РФ - 5 операционных дней (ч. 3 ст.80 Федерального закона). Формы осуществления безналичных расчетов урегулированы Гражданским кодексом РФ (Глава 46). Все иные вопросы, связанные с координацией, регулированием и лицензированием организации расчетов, с установлением правил форм, сроков (в пределах предусмотренных ч.3 ст.80 Федерального закона) и стандартов осуществления безналичных расчетов находятся в компетенции Банка России. Исключительным правом Банка России является осуществление расчетов между кредитными организациями. В соответствии с законом все межбанковские расчеты осуществляются Банком России через включенные в его систему учреждения (ст.81 Федерального закона). Конкретный порядок межбанковских расчетов установлен федеральным законодательством и Банком России.

           Полевые учреждения Банка России, кроме того, могут осуществлять межгосударственные расчеты. Но в отличие от других учреждений Банка России эти расчеты осуществляются ими минуя ГРКЦ территориальных учреждений Банка России через Отдел межгосударственных расчетов Банка России (Положение об организации расчетов между банками разных республик)[1].

           Для осуществления межбанковских расчетов каждой кредитной организации в РКЦ или полевом учреждении Банка России (при отсутствии на определенной территории РКЦ) открывается корреспондентский счет. Порядок взаимоотношений по корреспондентскому счету регулируется действующим законодательством, межгосударственными соглашениями, нормативными актами Банка России, а также договорами о корреспондентских отношениях между кредитными организациями и Банком России.

           В установленных Банком России случаях полевые учреждения Банка России при осуществлении межбанковских расчетов обязаны осуществлять функции банковского надзора за кредитными организациями, которым они открыли соответствующие корреспондентские счета.

           Банк России и его полевые учреждения обладают исключительными правами на осуществление денежной эмиссии в Вооруженных Силах РФ. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Формой выражения установленной в Российской Федерации денежной единицы  являются банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, представляющие собой единственно законное средство платежа на территории Российской Федерации. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Безусловность банкнот и монет, как обязательств Банка России означает: Банк России гарантирует всем участникам товарно-денежных отношений, что выпущенные им банкноты и монеты без каких-либо оговорок и ограничений используются на территории РФ как средство платежа по всем видам товарных и нетоварных операций.

           Помимо денежной эмиссии полевым учреждениям как учреждениям Банка России предоставлено исключительное право по организации наличного денежного обращения в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях, закрытых военных гарнизонах, т.е. их оборот в процессе осуществления всех видов расчетов и платежей, в том числе торговых и неторговых (ст.ст.4, 29 Федерального закона). Возможности введения каких-либо ограничений в наличном денежном обращении органами исполнительной власти или Банком России существующим федеральным банковским и гражданским законодательством не предусмотрено. Согласно ч.2 п.1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При этом расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, также могут производиться в безналичном или наличном порядке. Ограничения на осуществление наличных расчетов могут быть установлены только законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Вместе с тем в настоящее время некоторые меры, ограничивающие обращение наличных денег, установлены Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 “О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения”. Согласно этому документу юридические лица: обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок, не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

           До 3 июля 1997 г. в РФ действовал установленный Правительством РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. № 810 в соответствии со ст. 34 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. признано утратившим силу. Телеграммой Банка России от 11 июля 1997 г. № 483 подтверждены установленные ранее предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу. Однако в соответствии с Указанием Банка России от 7 октября 1998 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу установлен: между юридическими лицами в сумме 10 тысяч рублей; для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье в сумме 15 тысяч рублей; для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний при закупке товаров у юридических лиц в сумме 15 тысяч рублей. Как единый суммарный платеж согласно Письму Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России от 13, 16 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104 рассматриваются платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до установленного предельного размера расчетов наличными деньгами. По просьбе Правительства РФ и в соответствии со ст. 4 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Письмом от 18 сентября 1995 г. № 191 установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу при закупках предприятиями и организациями потребительской кооперации у юридических лиц товаров, сельскохозяйственных продуктов и сырья в сумму 5 млн. рублей.

           Банком России в Письме от 24 ноября 1994 г. № 14-4/308 разъясняется, что предусмотренные Указом Президента РФ № 1006 меры ответственности не распространяются на юридические лица, получающие платеж, а применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.

           Важной формой реализации полевыми учреждениями Банка России своих полномочий в сфере организации денежного обращения является обеспечение соблюдения клиентами полевых учреждений установленного Банком России порядка ведения кассовых операций. До апреля 1997 в целях организации наличного денежного обращения на территории РФ статья 34 Федерального закона непосредственно возлагала на Банк России функцию определения порядка ведения кредитными организациями кассовых операций. Федеральным законом от 28 апреля 1997 г. “О внесении изменения в ст. 34 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банка России)” упомянутая функция Банка России расширена обязанностью определять порядок ведения кассовых операций не только для кредитных, но и для иных организаций. В настоящее время действуют Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, введенное в действие Приказом Банка России от 25 марта 1997 г.[2], и утвержденный Советом директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации всеми иными организациями. Согласно Письму Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России “О порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации 23 мая 1994 г. №1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и налоговых платежей” от 13, 16 августа 1994 г.№ВГ-4-13/94н, 104, 104 лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющие налично-денежные расчеты, в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций в РФ. Сверхлимитная кассовая наличность определяется при этом как средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.

           В соответствии с Указом Президента РФ №1006 от 25 мая 1995 г. за нарушение юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также в несоблюдении действующего порядка хранения свободных денежных средств и за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотрены соответственно штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы и штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности (п.9 Указа). Сведения о допущенных юридическими лицами фактах нарушений порядка ведения кассовых операций должны быть доведены до налоговых органов банками, осуществляющими их банковское обслуживание и другими органами.

           Согласно ст. 34 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” полевые учреждения Банка России осуществляют прогнозирование необходимых запасов наличных денег (банкнот и монеты) в обслуживаемых гарнизонах и воинских формированиях, хранение и создание их резервных фондов.

           Кроме того, полевые учреждения Банка России обеспечивают реализацию в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях установленных Банком России правил определения признаков платежеспособности денежных знаков, проводят работу по замене поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожение.

           Правовыми гарантиями осуществления полевыми учреждениями Банка России своих полномочий в сфере организации денежного обращения в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях являются закрепленные в федеральном законодательстве правила: а) запрещающие введение на территории Российской Федерации выпуск денежных суррогатов (ст. 75 Конституции РФ, ч.2 ст. 27 Федерального закона ”О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”); б) устанавливающие ответственность за подделку и незаконное изготовление банкнот (банковских билетов) и монеты Банка России; в) об обязательности к приему банкнот и монеты по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ; г) об обмене ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами без каких-либо ограничений.

           Правила и признаки определения платежеспособности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России были утверждены Банком России. 15 декабря 1995 г. Письмом Банка России № 215 сообщены новые “Признаки платежеспособности банкнот и монеты” в качестве приложения к Инструкции Банка России от 16 ноября 1995г. № 31 об эмиссионно-кассовой работе. Кроме того, признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России изложены в Приложении № 2 к Положению о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ”, введенного в действие Приказом Банка России от 25 марта 1997 г. № 02-101[3].

           Исключительные полномочия Банка России и его учреждений на эмиссию наличных денег и организацию денежного обращения в Российской Федерации обеспечиваются и средствами  уголовно-правового характера. Так, в ст. 186 УК РФ установлены правовые основания уголовной ответственности за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Уголовная ответственность установлена и за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (ст. 187 УК РФ).

           Важнейшей гарантией прав и законных интересов участников денежного обращения, закрепленной в действующей редакции Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, является установление особого порядка признания утратившими силу, обмена и выпуска в обращение новых банкнот и монет. Решение о выпуске в обращение банкнот и монеты нового образца и об изъятии старых, а также решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков может быть принято Советом директоров Банка России после предварительного согласования с Правительством РФ. Как представляется, данный вопрос мог бы быть предметом предварительного обсуждения в Национальном банковском совете. Описание денежных знаков публикуется в печати. Кроме того, ст. 31 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” запрещено объявлять недействительными (утратившими силу законного средства платежа) банкноты и монеты Банка России, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. При этом срок изъятия старых банкнот и монет из обращения не может быть менее года и превышать пять лет. Важным также является установленный федеральным законодательством запрет на какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена старых денежных знаков на новые.

           Указанные правовые нормы реализованы в частности в Указе Президента РФ “Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен” от 4 августа 1997 г. № 822[4], предусматривающего проведение деноминации рубля и замены обращающихся рублей на новые с 1 января 1998 г. до 2002 г. Реализация этого решения в Вооруженных Силах РФ должна осуществляться полевыми учреждениями Банка России.

           Департамент полевых учреждений Банка России, полевые управления организуют работу по созданию резервных фондов банкнот и монет в полевых учреждениях, работу по перевозкам ценностей между ними, устанавливают им размеры резервных фондов и оборотной кассы в пределах выделенных лимитов, а также организуют кассовое обслуживание воинских и иных организаций, обеспечивающих безопасность РФ. Кроме того, Департамент полевых учреждений разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению сохранности денег и других государственных ценностей и соблюдению эмиссионного режима в полевых учреждениях, организует работу по обеспечению охраны, пропускного режима и противопожарной безопасности, осуществляет учет и контроль за правильностью совершения эмиссионных операций.

           Особо следует остановиться на полномочиях по кассовому исполнению бюджета. Будучи частью единой системы Банка России полевые учреждения ранее осуществляли кассовое исполнение бюджета. В настоящее время эта функция передана органам федерального казначейства.

           Полевые учреждения, выполняя функции РКЦ обеспечивают хранение ценностей, резервных фондов денежных билетов и монеты (в дальнейшем - резервные  фонды)  и  оборотной кассы, а также кассовое обслуживание юридических лиц. Для этого, полевые учреждения Банка России обеспечиваются необходимыми материально-техническими  условиями, охраной,  кассовым помещением и денежным    хранилищем, оборудованными средствами   охранно-пожарной сигнализации и т.п. В случае необходимости при полевом учреждении, выполняющем функции РКЦ может быть создан участок инкассации, а с разрешения Банка России резервные фонды денежных билетов и монеты.


           2. Полномочия полевых учреждений Банка России по банковскому обслуживанию клиентов

           По общему правилу Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, т.е. не являющимися кредитными организациями, а также с физическими лицами (п.1 ст.48 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Однако из предусмотренного ст.ст. 45 и 47 упомянутого закона правила имеются существенные исключения, касающиеся состава лиц, обслуживаемых Банком России. Так, ст. 47 Федерального закона предусмотрено, что Банк России осуществляет  банковские  операции  по обслуживанию: представительных  и  исполнительных органов государственной власти; органов местного самоуправления, их учреждений и организаций; государственных внебюджетных фондов; воинских частей; военнослужащих, служащих Банка России; иных лиц, не являющихся кредитными организациями в регионах, где отсутствуют кредитные организации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому, выполняя функции организации, осуществляющей банковское обслуживание, Банк России ограничен кругом субъектов, которых он может обслуживать, и объемом банковских операций, которые он вправе осуществлять, закрепленными в Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” (ст.ст. 22, 47, 48).

           Под банковским обслуживанием понимается совокупность действий полевых учреждений Банка России по удовлетворению не противоречащих законодательству потребностей воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, государственных органов, иных юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно, в услугах в денежно-кредитной и банковской сферах, связанных с осуществлением всех видов банковских операций, выполняемых кредитными организациями.

           Полномочия Банка России, как государственной организации, осуществляющей банковское обслуживание клиентов, сходно с правовым положением и полномочиями, предоставленными кредитным организациям. Банк России и его учреждения имеют права и обязанности, а также несут перед клиентами ответственность в порядке, который предусмотрен для кредитных организаций, функционирующих в российской банковской системе.

           В процессе банковского обслуживания своих клиентов полевые учреждения Банка России обязаны обеспечить их всеми видами услуг банковского характера, в которых эти клиенты нуждаются (за исключением тех, которые он согласно закону совершать не вправе), поскольку в отличие от клиентов коммерческих банков эти лица не имеют права самостоятельного выбора кредитной организации, удовлетворяющей их потребности в банковском обслуживании. Обязательность обслуживания упомянутых лиц Банком России вытекает из требований федерального законодательства, поэтому носит не столько договорной, сколько общеобязательный государственно-властный характер. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, помимо банковских операций, осуществляемых Банком России согласно ст. 45 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Банк России, исполняя функции банковского обслуживания клиентов, может выполнять иные виды банковских операций, закрепленные ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”.

           На основании изложенного учреждения Банка России, осуществляя полномочия по банковскому обслуживанию, должны иметь от Банка России генеральную доверенность с правом предоставлять своим клиентам кредиты, принимать от них денежную наличность, выдавать гарантии и осуществлять от имени Банка России все иные, предусмотренные действующим законодательством, банковские операции.

           Основными формами банковского обслуживания Банком России юридических лиц в настоящее время являются открытие и обслуживание их банковских счетов, расчетное, кассовое, кредитное обслуживание. Реализуя возложенные на них функции, полевые учреждения Банка России осуществляют следующие банковские операции, предусмотренные законодательством: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, во вклады (до востребования и на определенный срок) на условиях, определяемых Банком России; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручениям юридических и физических лиц; кассовое обслуживание физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом; осуществление валютных операций; кредитование обслуживаемых организаций, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Банком России. Решением Банка России на полевые учреждения Банка России может быть возложено осуществление иных банковских операций, предусмотренных федеральным законодательством.

           При осуществлении функции банковского обслуживания полевые учреждения Банка России не наделены какими-либо государственно-властными и иными административными полномочиями, имеют с клиентами договорные отношения и руководствуются нормами гражданского права и соответствующими договорами.

           Понятие договора банковского счета дается в Гражданском кодексе РФ. Так, согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В гражданском законодательстве раскрывается общее понятие банковского счета. Таким образом, договор банковского счета является родовым понятием, охватывающим несколько различных видов договоров, заключаемых банками с клиентами для производства расчетных операций[5]. Разновидности банковского счета в ГК РФ не определяются. Гражданское законодательство ограничивается лишь указанием на то, что условия счета, открываемого в банке, согласовываются сторонами при заключении договора банковского счета (п.1 846 ГК РФ). Вместе с тем из анализа других законодательных актов и подзаконных нормативных актов можно сделать вывод, что банковские счета могут иметь несколько видов. Например, по для хранения денежных средств предусмотрена возможность иметь в российских банках текущие и расчетные счета. Анализ же подзаконных нормативных актов Банка России, Минфина России, других министерств и ведомств позволяет утверждать, что разновидностей банковских счетов значительно больше, а их содержание, различие между собой не всегда должным образом определены. Так, Указом Президента РФ было от 23 мая 1994 г. № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” в редакции, действовавшей до 21 марта 1995г., определено, что каждое предприятие, учреждение, организация могли иметь в банках и иных кредитных организациях “один расчетный (текущий) и бюджетный счета для осуществления операций по основной деятельности”. Такая формулировка свидетельствует о том, что четкого понимания различий между отдельными разновидностями банковских счетов не имеется. Дело в том, что при указании такого вида банковского счета как “текущий” счет в скобках после слова “расчетный” по правилам русского языка предполагается, что эти термины являются синонимами. Между тем, расчетный и текущий банковские счета являются совершенно разными по своей правовой природе видами банковских счетов. Они открываются различным по своему юридическому статусу организациям. Более того, понятие “текущий счет” более близко по своему содержанию к понятию “бюджетный счет”. И текущему и бюджетному счету присущ такой общий признак, как ограничение круга возможных банковских операций по сравнению с договором на открытие расчетного счета. Поэтому представляется возможным предположить, что бюджетный счет, как понятие, имеющее более узкое содержание, является разновидностью текущего счета. Из ведомственных нормативных актов органов государственной власти РФ следует, что помимо вышеуказанных видов банковских счетов могут существовать валютные, депозитные, ссудные и иные счета. Например, для нерезидентов предусматривается возможность открытия счетов в валюте РФ типа “Т” и типа “С”. Предусматривается возможность существования специальных бюджетных счетов с символом “7”, счетов недоимщиков и т.п. При этом валютные счета могут быть текущими, транзитными (Инструкция Банка России от 29 июня 1992 г. № 7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ” с изменениями от 17 июля 1997 г.[6]), иные счета (валютный счет типа “И” и т.п.). Некоторые из вышеперечисленных банковских счетов, например бюджетный счет с символом “7”, валютный счет для оплаты командировочных расходов в иностранной валюте (Положение Банка России от 25 июня 1997 г. № 62 “О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов”), как представляется, является разновидностью такого основного вида банковского счета, как текущий счет. При определении вида того или иного банковского счета необходимо ориентироваться на закрепленные в действующем законодательстве и иных нормативно-правовых актах признаки, присущие этим счетам.

         Расчетные счета открываются юридическим лицам, действующим на принципах хозяйственного расчета, независимо от форм собственности, а также индивидуальным, семейным предприятиям, арендным коллективам, арендаторам и крестьянским хозяйствам, а также филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям организаций при предъявлении ходатайства предприятия (п.1.3. Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 “О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях”. Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” от 21 октября 1994 г. к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст.ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300). Следовательно, состоящие на банковском обслуживании в полевых учреждениях Банка России военные заводы, военторги и т.п. являются коммерческими предприятиями, о чем свидетельствуют открытые ими в полевом учреждении расчетные счета.

         Текущие счета открываются организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (п. 1.6. Инструкции от 30 октября 1986 г. № 28). Бюджетные счета открываются организациям, которым выделяются средства из государственного бюджета для целевого их использования (п. 1.7. Инструкции от 30 октября 1986 г.  № 28). Отдельный лицевой счет с отличительным признаком в призначной части лицевого счета в первом разряде “7” открывался только для перечисления на эти счета средств на выплату заработной платы с начислением работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам внутренних дел, стипендий, пособий и иных социальных выплат в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями (п. 1 Телеграммы Минфина России и Банка России от 12 февраля 1996 г. №№ 3-А1-18, 237). Следовательно, полевые учреждения Банка России не вправе открывать защищенный счет с признаком “7” организациям, являющимся по действующему законодательству коммерческими организациями (например, военным заводам, строительным организациям, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения). Такой вывод вытекает из установленного правила о том, что средства бюджетов, поступающие на защищенные счета с отличительным признаком “7”, для вышеуказанных расходов не могут быть перечислены на расчетные и иные счета. Это правило также закреплено в Телеграмме Минфина России и Банка России от 12 февраля 1996 г. №№ 3-А1-18, 237 (п. 4). Получив платежное поручение с защищенным счетом с признаком “7” по дебету, полевое учреждение не может зачислить соответствующую сумму на расчетный или иной счет без признака “7”, указанный в счете кредита. Такой вывод следует также из содержания ст. 848 ГК РФ, закрепившей обязанность банка совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

         При осуществлении расчетов юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность и имеющих задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”.

           Правовым основанием для принятия юридического лица на банковское обслуживание являются нормы Федерального закона, предусматривающие их банковское обслуживание именно Банком России и его учреждениями. В соответствии с упомянутыми правовыми актами заключаются гражданско-правовые договора на открытие юридическим лицам соответствующих видов банковских счетов. В ряду фактических оснований открытия банковского счета в полевых учреждениях Банка России существенная роль принадлежит наличию надлежаще оформленного  дела по оформлению счета, ведущегося в кредитных организациях в отношении каждого клиента (юридического дела). Документы, хранящиеся в делах клиентов, оформляются в соответствии с действующей Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 “О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях”, которая включает помимо указанных в ней документов (заявления лица, копии учредительного документа, заверенного установленным порядком или решения уполномоченного органа о создании юридического лица, карточки с образцами подписи и оттиском печати, хранящаяся в специальной картотеке) справку о постановке на учет в налоговом органе (форма справки предусмотрена Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина России и Банка России от 13 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104).

           Форма и содержание юридического дела законодательством не определены. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” Банку России предписано установить правило, исключающее возможность осуществления банковских операций по всем видам вновь открываемых счетов до формирования юридического дела клиента и регистрации счета в налоговом органе. Наличие всех указанных обстоятельств является фактическим основанием банковского обслуживания клиентов Банком России.

           Осуществляя банковские операции и другие сделки, полевые учреждения Банка России не нуждаются в получении какой-либо лицензии, руководствуются федеральными законами, а также, установленными Банком России правилами осуществления банковских операций и их материально-технического обеспечения. Вместе с тем, по сравнению с кредитными организациями Банк России и его полевые учреждения не вправе осуществлять некоторые банковские операции. Так, они не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита Российской Федерации, и на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, полевые учреждения, по нашему мнению, не вправе кредитовать воинские части, учреждения и организации, состоящие на полном бюджетном финансировании и не имеющие имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Предоставление кредита возможно на  договорных  условиях, в  пределах определенных Банком России лимитов кредитных ресурсов, установленных размеров процентных ставок и специального разрешения, либо доверенности. Порядок осуществления полевыми учреждениями Банка России упомянутой формы банковского обслуживания как представляется должен быть закреплен в соответствующем нормативном акте Банка России. Банк России и его учреждения могут осуществлять операции с недвижимостью только в связи с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций (п.3 ст. 48 Федерального закона). Кроме того, им запрещено также заниматься торговой и производственной деятельностью, а также пролонгировать предоставленные кредиты. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены в федеральном законодательстве.

           Основными формами банковского обслуживания, осуществляемого полевыми учреждениями, являются открытие и ведение банковских счетов, расчетное,  кассовое и иное обслуживание клиентов. Открытие, переоформление и закрытие счетов в полевых учреждениях осуществляется в общеустановленном порядке. В рамках предоставленных полномочий и в соответствии с заключенными договорами полевые учреждения Банка России осуществляют зачисление поступивших на счет клиента денежных сумм, по распоряжению владельца производят списание средств с его счета в пределах остатка средств на этих счетах.

           На полевые учреждения могут быть возложены и некоторые иные функции. Так, они могут при необходимости осуществлять операции с векселями, чеками, другими ценными бумагами банков, включая их покупку и продажу, а также прием в обеспечение предоставляемых кредитов. Например, в процессе приватизации в Постановлении Президиума Верховного Совета РФ “О выдаче приватизационных чеков российским военнослужащим, проходящим военную службу за пределами РФ, и проживающим совместно с ними членам их семей” от 1 марта 1993 г. полевые учреждения принимали активное участие в этой работе. Было принято межведомственное Положение о вывозе приватизационных чеков в воинские части, дислоцированные за пределами РФ, и ввозе приватизационных чеков в РФ”[7]. Было определено, что вывоз приватизационных чеков и ввоз неиспользованных, а также испорченных приватизационных чеков в РФ осуществлялся уполномоченными представителями Банка России, Минобороны РФ, Госкомимущества РФ. Причем особо подчеркивалось, что одним из важнейших условий приема вывозимых приватизационных чеков к таможенному оформлению являлось наличие копии разрешения Департамента полевых учреждений Банка России.

           Полевые учреждения, находящиеся за рубежом, могут осуществлять неторговые операции в иностранной валюте: проводить операции в иностранной валюте,  не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту  товаров  и  услуг (неторговые операции).

           Осуществляя банковское обслуживание, полевые учреждения Банка России выступают в качестве РКЦ, обеспечивая экспедирование расчетно-денежных документов на территории РФ. Экспедирование расчетно-денежных документов в центральном аппарате Банка России осуществляется специально созданным подразделением - Экспедицией при Банке России. Функциональными задачами Экспедиции при Банке России являются прием, обработка и отправка расчетно-денежных документов. При этом экспедиция при Банке России, помимо иных специально указанных структурных подразделений Банка России, обслуживает Департамент полевых учреждений и полевое учреждение Банка России Парковое (Письмо Банка России от 17 сентября 1996 г. № 120-96 “О внесении дополнений во “Временные правила экспедирования, оформления и регистрации расчетно-денежных документов на территории России”).

           Безналичные расчеты в РФ производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты расчетные или текущие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п.3 ст. 861 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ также определяет и регулирует формы и порядок безналичных расчетов (ст.ст. 862 - 885 ГК РФ). Так, установлено, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ними банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Формы и порядок осуществления расчетов определяются, как правило, в договорах между банком и юридическим лицом на открытие банковского счета или осуществление расчетно-кассового обслуживания. Причем стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ. Порядок осуществления безналичных расчетов установлен в одноименном Положении, введенном в действие письмом Банка России от 9 июля 1992 г. № 14, а также иными нормативными актами Банка России.

           При осуществлении банковских операций Банк России и его учреждения вправе взимать комиссионное вознаграждение, за исключением случаев, предусмотренных законом. Взимание комиссионного вознаграждения Банком России и его полевыми учреждениями запрещается при осуществлении операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также при осуществлении операций по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами (ст. 23 Федерального закона)[8].

           Помимо расчетных операций с клиентами, на полевые учреждения возложены обязанности по ведению вкладных операций военнослужащих. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой  стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты за нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами главы 44 ГК РФ и не вытекает из существа договора банковского вклада.

           По договору банковского вклада в полевых учреждениях вкладчиком, как правило, является гражданин-военнослужащий. В соответствии с п. 2 ст. 834 ГК РФ договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором. Вместе с тем применительно к полевым учреждениям Банка России, осуществляющим операции по приему, учету, хранению, безналичному перечислению и выдаче вкладов военнослужащих, соответствующий договор, следуя букве ст. 426 ГК РФ публичным признан быть не может. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять, в отношении каждого, кто к ней обратится (п.1 ст. 426 ГК РФ). Таким образом, можно выделить следующие основные признаки публичного гражданского договора: 1) стороной по такому договору обязательно должна быть коммерческая организация; 2) оказываемые этой организацией услуги, в т.ч. банковские (прием вкладов граждан) должны осуществляться в отношении неопределенного круга лиц по факту их обращения. Ни один из указанных признаков не имеет места в случае осуществления вкладных операций в полевых учреждениях Банка России. Во-первых, полевые учреждения не являются юридическими лицами, а юридическое лицо, в состав которого они входят, - Банк России является некоммерческой организацией; во-вторых, вкладные операции совершаемые полевыми учреждениями Банка России осуществляются в отношении определенного круга лиц. Круг физических лиц, с которыми полевые учреждения Банка России могут вступать в правоотношения по поводу приема, хранения, возврата и выплаты процентов по вкладу, ограничен Федеральным законом. В числе физических лиц, в отношении которых могут осуществляться банковские операции по банковскому обслуживанию Банком России и его полевыми учреждениями, в т.ч. полевыми, названы военнослужащие, иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 47 Федерального закона). Среди них физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона). Отношения между полевыми учреждениями Банка России и военнослужащими при осуществлении вкладных операций несколько отличаются от отношений банковского вклада, реализуемых в порядке, предусмотренном гражданским кодексом. В отличие от других граждан, имеющих право самостоятельного выбора на основании принципа свободы выбора организации, с которой заключается договор банковского вклада, военнослужащие и полевые учреждения Банка России вступают друг с другом в правовые отношения по поводу банковских вкладов на основании законодательных или подзаконных актов органов государственной власти и управления РФ, как правило, в связи с исполнением военнослужащим обязанностей по военной службе или иных физических лиц в связи с их службой в воинских формированиях. Вкладные операции с военнослужащими и другими физическими лицами осуществляются, как правило, для зачисления во вклады денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, проходящих службу за рубежом. Вместе с тем денежные средства могут поступить и лично от физического лица. Поэтому прием денежных средств во вклады в полевых учреждениях производится перечислениями с бюджетных, текущих и расчетных счетов за счет денежного довольствия и заработной платы, причитающихся военнослужащим и гражданскому персоналу воинских формирований, а также наличными деньгами непосредственно от вкладчиков. При таких обстоятельствах отношения полевых учреждений Банка России и их клиентов - физических лиц несколько отличаются от правоотношений между физическими лицами-вкладчиками и банками. Полевые учреждения Банка России принимают вклады только строго определенного круга физических лиц, определенных федеральным законом. По вкладам в полевых учреждения выплачиваются проценты. Так, в 1992 г. процент по вкладам составлял 2 процента годовых (Телеграмма ЦБР от 7 сентября 1992 г. N 203-92), с 1 января 1993 г. - 20 % годовых (Телеграмма Банка России от 31 марта 1993 г. № 54-93). В настоящее время действует ставка, аналогичная процентной ставки Сбербанка РФ, установленной по вкладам “до востребования”.

           Договоры банковского вклада полевые учреждения Банка России заключают с военнослужащими или гражданскими лицами, проходившими или проходящими службу в российских воинских формированиях за рубежом. Этим лицам до недавнего времени денежное довольствие или заработная плата выплачивались в валюте страны пребывания, а должностной оклад в рублях зачислялся на банковский вклад. Имеются и другие примеры использования договора банковского вклада для выплаты денежного довольствия (заработной платы). Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1993 г. N 241 "О порядке выплаты иностранной валюты личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, и пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим на территориях этих государств" было определено, что военнослужащим, гражданскому  персоналу   воинских частей Вооруженных Сил  Российской  Федерации,  временно  находящихся  на территориях этих государств, а также пенсионерам  из  числа  военнослужащих  и  членов  их семей, проживающим на территориях этих государств, компенсации и пособия, предусмотренные законодательством этих государств, выплачиваются в валюте  и  размерах, установленных законодательством страны пребывания. При этом установлено, что при  увеличении  в  рублях  размеров  денежного довольствия   лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим  сверхсрочной службы, военнослужащим, проходящим военную службу по  контракту,  разницу между вновь установленными и  зафиксированными  в упомянутом Постановлении Правительства РФ размерами денежного довольствия предусматривалось выплачивать в рублях путем зачисления  во вклады в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации. Операции по вкладам граждан производятся в соответствии с правилами, установленными Сберегательным банком. Вклады военнослужащих выплачиваются  всеми  учреждениями  Банка России  по предъявлении вкладной книжки в соответствии с действующими указаниями. На суммы  выплаченных  вкладов   составляются   дебетовые   авизо,   которые направляются  полевым  учреждениям  банка.

         В связи с распадом СССР и выводом российских войск из-за границы принимаются меры по защите денежных сумм, в том числе вкладов военнослужащих РФ, проходящих службу за границей. Так, в соответствии с Договором между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о статусе воинских формирований РФ из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь, полученные денежные средства за принадлежащее лицам, входящим в состав воинских формирований и членам их семей, имущество, а  также принадлежащие им вклады и активы, при их убытии в Россию могут быть вывезены из Республики  Беларусь или переведены в банковские  учреждения  Российской Федерации. Аналогичные правила закреплены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о передаче 18 отдельного авиационного отряда в состав Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 сентября 1993 г.[9]

         По взаимной договоренности между государствами денежные вклады военнослужащим выплачивались учреждениями национальных банков бывших советских республик. В связи с этим некоторое время назад действовали разъяснения Банка России о том, что суммы   по   выплаченным   вкладам    учреждениями национальных банков бывших республик Союза ССР отдебетовываются в адрес  РКЦ  национального  банка  республики,  который составляет свободное  платежное   поручение   на   департамент   полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в  порядке, предусмотренном   для   межгосударственных   расчетов,   проводит   сумму платежного поручения по дебету  корсчета  Центрального  банка Российской Федерации и представляет с выпиской из корсчета в Банк России. К представляемому  платежному  поручению  должны  быть  приложены документы по выплаченным вкладам, в которых в обязательном порядке должны были быть указано: номер полевого учреждения, выдавшего вкладную книжку; номер полевого учреждения по МФО; номер вкладной книжки; фамилия, имя, отчество вкладчика полностью; сумма вклада и сумма выплаченных процентов (Телеграмма ЦБР от 7 сентября 1992 г. N 203-92).


           3. Особенности реализации полевыми учреждениями Банка России своих полномочий за рубежом

           В первые несколько лет после прекращения существования СССР за пределами РФ на основании международных договоров РФ по опубликованным Банком России данным действовали 19 полевых учреждений Банка России на Украине, в Молдове, в Эстонии, в Латвии, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и др.[10] Основная задача полевых учреждений, действующих за пределами РФ - банковское обслуживание воинских формирований, дислоцированных за пределами РФ по международным договорам РФ. Во исполнение международных договоров РФ по вопросам организации и функционирования полевых учреждений Банка России в том или ином государстве Банком России и национальным банком соответствующего государства подписываются межбанковские соглашения. Соответствующие функции Банка России в сфере международной деятельности предусмотрены действующим законодательством. Как следует из Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”[11] Банк России уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст. 50 Федерального закона). Федеральным законом предусмотрена возможность создания представительств Банка России в иностранных государствах для осуществления возложенных на него функций (ст. 54 Федерального закона). В то же время расположенные за рубежом полевые учреждения Банка России не могут быть признаны представительствами Банка России за рубежом. В соответствии с действующим законодательством представительства Банка России невправе самостоятельно осуществлять банковские операции. Вместе с тем полевые учреждения Банка России за рубежом осуществляют функции Банка России, а именно: осуществляют банковское обслуживание российских воинских формирований, военнослужащих и иных физических лиц. Поэтому для полевых учреждений Банка России больше характерно правовое положение, присущее согласно российском гражданскому законодательству, филиалам. Вместе с тем создание филиалов Банка России, в том числе за рубежом, Федеральным законом не предусмотрено. Поэтому правовое положение полевых учреждений Банка России за рубежом соответствует их реальному статусу воинских учреждений в составе Банка России, дислоцированных за рубежом. При этом полевые учреждения Банка России юридическими лицами не являются.

           Вопрос о реализации Банком России функций в сфере международных отношений, в том числе в связи с деятельностью полевых учреждений, требует более детального рассмотрения.

           Как представляется, осуществляя полномочия в международной сфере, Банк России выступает не от своего имени, а от имени представляемой стороны - Российской Федерации, являющейся субъектом международного права. Следовательно, при осуществлении функций, предусмотренных ст. 50 Федерального закона, Банк России вступает в сферу международно-правовых отношений и должен руководствоваться при этом не только внутренним законодательством, но и международными договорами Российской Федерации. Деятельность Банка России при осуществлении полномочий в международно-правовой сфере регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. “О международных договорах Российской Федерации”. Согласно этому закону Банк России не имеет права на самостоятельное заключение, прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации. Банку России предоставлено право представлять на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ соответствующие рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его ведению, т.е. по вопросам международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере и в сфере организации и функционирования банковской системы (ст.ст. 8, 35 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”). Порядок подготовки и представления соответствующих рекомендаций Центрального банка Российской Федерации определен действующим законодательством. В соответствии с установленным порядком свои предложения о заключении, прекращении или приостановлении международных договоров Банк России представляет Президенту России и Правительству России совместно  или по согласованию с Министерством иностранных дел РФ (МИД России) (ст. 9 Федерального закона “О международных договорах РФ”). Банк России по согласованию с МИД России вправе проводить консультации с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций в целях подготовки проектов международных договоров.

           В этой связи представляет интерес правовая сущность межбанковских соглашений, о которых идет речь в ч. 2 ст. 8 Федерального закона. Как представляется, наделяя Банк России полномочиями на заключение межбанковских соглашений, законодатель исходил из того, что это могут быть соглашения гражданско-правового характера, связанные с осуществлением Банком России возложенных на него функций. Однако сложность состоит в том, Федеральный закон не определяет, подписываются ли межбанковские соглашения Банком России от имени Российского государства или от имени Банка России как юридического лица. Ничего не сказано в Федеральном законе о должностных лицах, полномочных заключать межбанковские соглашения, и о порядке их заключения. Для ответа на поставленные вопросы необходимо учитывать, что в том случае, когда Банк России выступает в международной или внешнеэкономической сфере как государственный орган РФ, осуществляющий деятельность от имени и в интересах РФ, он обязан руководствоваться Федеральным законом “О международных договорах РФ”. Вышеуказанный закон применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды наименования международных договоров) (п.2 ст. 1 Федеральным законом “О международных договорах РФ”). При этом под международным договором понимается международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п.”а” ст. 2 Федерального закона “О международных договорах РФ”). Следовательно, Банк России самостоятельно не может принимать международные договора в форме межбанковских соглашений, за исключением тех случаев, когда право и обязанность на заключение конкретного межбанковского соглашения в интересах Российской Федерации Банком России вытекает из федерального закона или международного договора Российской Федерации. В этой связи закрепленное в п. 3 ст. 18 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” право Председателя Банка России подписывать соглашения, заключаемые Банком России, по общему правилу должно быть ограничено только теми соглашениями, которые заключаются в интересах и от имени Банка России, действующего как самостоятельное юридическое лицо. Во всех иных случаях требуется соблюдение условий, предусмотренных Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.

           Межбанковские соглашения, заключаемые Банком России в связи с необходимостью обеспечения банковским обслуживанием российских войск за рубежом, имеют общегосударственное значение. Как правило, их заключение обусловлено взятыми на себя РФ международно-правовыми обязательствами. Поэтому заключение соответствующих соглашений между Банком России и национальным банком страны пребывания российских войск за рубежом должно основываться на Федеральном законе “О международных договорах РФ” и самих международных договорах.

           Полевые учреждения Банка России на территории иностранных государств признаются частью российских войск, дислоцированных в соответствующем государстве. Основная задача полевых учреждений Банка России за рубежом - банковское обслуживание российских войск. Для выполнения этой функции полевым учреждениям Банка России открываются корреспондентские субсчета в центральном (национальном) банке соответствующего государства и они наделяются правом осуществления межбанковских расчетов. В основном все банковские операции по субкорреспондентским счетам в национальных банках стран пребывания российских войск полевые учреждения Банка России, если иное не определено в межбанковских соглашениях, осуществляют в соответствии с порядком, установленным для банков соответствующих государств. В соглашениях также регулируются вопросы, связанные с источниками формирования средств в валюте РФ или валюте соответствующего государства на корреспондентских субсчетах полевых учреждений.

           Полевым учреждениям за рубежом может быть предоставлено право осуществлять операции с наличной валютой РФ, но в строго определенных случаях, например, для выплаты денежного довольствия военнослужащим и заработной платы служащим российских войск, приемом денег во вклады военнослужащих, а также по продаже наличной валюты РФ коммерческим банкам соответствующего государства за наличную валюту соответствующего государства в объемах, согласованных с центральными (национальными) банками. В некоторых случаях соглашение о деятельности полевых учреждений Банка России за рубежом подписывается не только Банком России, но и Правительством РФ.

           В этом плане интерес представляет изучение вопроса правового регулирования организации и деятельности полевых учреждений Банка России в Республике Казахстан. Основными источниками правового регулирования организации и деятельности полевых учреждений Банка России в Республике Казахстан являются Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур”, подписанное в г. Москве 28 марта 1994 г. Это Соглашение ратифицировано РФ Федеральным законом от 24 октября 1994 г. “О ратификации соглашения между РФ и РК об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур”[12]. Развивая приведенные выше соглашения, Правительство и Центральный банк РФ и Правительство и Национальный банк Республики Казахстан 28 марта 1994 г. подписали Соглашение об условиях функционирования на территории Республики Казахстан полевых учреждений Центрального банка РФ от 28 марта 1994 г.[13] Кроме того, 28 января 1995 г. подписано Соглашение между РФ и РК “О статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Казахстан”. Согласно ст. 9 Соглашение между РФ и РК “О статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Казахстан” от 28 января 1995 г. банковское обслуживание воинских формирований РФ производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства РФ и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом Соглашением между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. При этом под воинскими формированиями РФ понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы РФ, временно находящиеся на территории РФ (ст. 1 Соглашения).

           В соответствии со ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур” финансирование деятельности юридических лиц РФ на космодроме “Байконур” и в г. Ленинске (включая выплату заработной платы сотрудникам предприятий, организаций промышленности и денежного содержания военнослужащих) осуществляется РФ через Центральный банк РФ и его полевые учреждения, расположенные в г. Ленинске и на территории космодрома “Байконур”, в порядке и на условиях, действующих в банках РФ. Полевым учреждениям Банка России предоставлено право принимать на обслуживание другие юридические лица РФ и Республики Казахстан только при наличии специального разрешения Национального банка Республики Казахстан. При этом, согласно указанному Соглашению расчетные операции между резидентами и нерезидентами, находящимися на территории космодрома “Байконур” и в г. Ленинске, осуществляются в национальной валюте Республики Казахстан. Законным платежным средством в налично-денежных расчетах на территории космодрома “Байконур” и г. Ленинска является только национальная валюта Республики Казахстан - тенге.

           Покупка и продажа тенге и российских рублей юридическими лицами РФ, функционирующими на территории космодрома “Байконур” и г. Ленинска, осуществляются в установленном порядке на валютных биржах РФ и РК, а российскими физическими лицами - через обменные пункты Национального банка РК или через кассы полевых учреждений ЦБ РФ.

В Соглашении между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и Правительством и Национальным банком Республики Казахстан об условиях функционирования на территории Республики Казахстан полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации от 28 марта 1994 г. Правительство   и   Центральный   банк   Российской   Федерации и Правительство и Национальный  банк  Республики  Казахстан признали, что на территории Республики Казахстан  единственным законным платежным средством является тенге и договорились об особенностях функционирования на территории Республики Казахстан  полевых  учреждений Центрального банка Российской Федерации. Так, определено, что находящиеся на территории Республики  Казахстан  полевые  учреждения Центрального банка Российской Федерации, являясь частью дислоцированных на  территории  Республики  Казахстан  российских войск,   обеспечивают банковское  обслуживание  этих  войск. Предусматривается, что полевые учреждения Центрального  банка  Российской  Федерации  имеют корреспондентские субсчета в учреждениях Национального  банка  Республики Казахстан по месту своей дислокации, открываемые  в  тенге,  и  выполняют операции по этим счетам в  соответствии  с  порядком,  установленным  для банков Республики Казахстан. Статья 3 Соглашения определяет источники формирования средств в тенге на корреспондентских субсчетах  полевых  учреждений, а именно за счет: конвертации поступающих  платежей  в  рублях  из  банков  Российской Федерации через корреспондентский  счет  Национального  банка  Республики Казахстан в Центральном банке Российской Федерации; поступлений от продажи войсковыми частями рублей на  валютной  бирже Российской Федерации; платежей в  пользу  войсковых  частей  российский  войск  от  банков Республики Казахстан. Конвертация рублей в тенге производится Национальным банком Республики  Казахстан  по курсу на день перевода им средств в полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации.

Корреспондентские субсчета полевых учреждений Банка России в Республике Казахстан используются для расчетов в  тенге  между владельцами текущих и других счетов в  полевых  учреждениях  Центрального банка  Российской  Федерации,  находящихся   на   территории   Республики Казахстан, и владельцами счетов в банках Республики  Казахстан,  а  также при  получении  или  возврате  денежной  наличности  в  тенге. Платежи производятся в пределах наличия средств на корреспондентском субсчете. Проценты  по  корреспондентским  субсчетам  не  начисляются   и   не выплачиваются. Получение денежной наличности в валюте Республики Казахстан осуществляется по чекам полевых учреждений Центрального банка  Российской Федерации, а сдача указанной денежной наличности (тенге) - по объявлениям на взнос наличными. Определено также, что документы оформляются на русском языке. Полевые учреждения Банка России получают выписки из корреспондентских субсчетов не  позднее  дня,  следующего  за днем проведения операции (платежа).

Помимо вышеупомянутых функций полевые учреждения Банка России на территории г. Байконур (Республика Казахстан) могут открывать субкорреспондентские счета филиалам  кредитных организаций РФ в соответствии с действующими правилами  открытия  счетов  и  на  основании письма Департамента лицензирования банковской и аудиторской  деятельности Банка России о  внесении  филиала  в  Книгу  государственной  регистрации кредитных организаций и присвоении ему порядкового номера.

           Вместе с тем, ряд вопросов, связанных с правовым статусом полевых учреждений Банка России за рубежом, все же существует. Так, ни Федеральный закон, ни международные договора РФ не определяют, в какой организационно-правовой форме создаются и функционируют полевые учреждения Банка России за рубежом. Как отмечалось ранее, согласно Федеральному закону Банк России вправе открывать за рубежом только представительства. Возможность открытия банком России филиалов за границей не предусмотрена. Особенности правового статуса представительств РФ предусмотрены в ГК РФ. Согласно ст.55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Полевые учреждения Банка России находятся на территориях иностранных государств вовсе не для того, чтобы представлять там интересы Банка России. Основная цель развертывания полевых учреждений за границей - обеспечение банковского обслуживания российских войск, дислоцированных на территориях соответствующих государств. Таким образом, полевые учреждения Банка России выполняют за рубежом функции не столько в интересах Банка России, сколько в интересах обеспечения обороны и безопасности РФ, иностранных государств, на территории которых расположены российские войска, а также в интересах соблюдения РФ своих международных обязательств. В связи с этим полевые учреждения вряд ли могут быть признаны представительствами Банка России за рубежом в гражданско-правовом смысле этого слова. По этой же причине полевые учреждения Банка России не могут быть признаны филиалами Банка России, под которыми понимаются обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Более того, создание филиалов Банка России не предусмотрено Федеральным законом.

           В то же время полевые учреждения Банка России осуществляют целый ряд банковских операций. В связи с этим создаются предпосылки для возникновения целого комплекса проблем во взаимоотношениях полевых учреждений Банка России с соответствующими контрольными органами (например, налоговыми) стран пребывания российских войск. Так, неясно, имеют ли полевые учреждения Банка России право допускать компетентные органы страны пребывания к проверке банковских счетов тех подразделений российских войск за границей РФ, которые осуществляют торговую и производственную деятельность в интересах обеспечения жизнедеятельности войск (например, военторгов). Неясно, обязаны ли полевые учреждения Банка России информировать местные налоговые органы об открытии воинскими частями, военторгами, военными заводами и т.п. банковских счетов в полевых учреждениях. Не определено, вправе ли полевые учреждения банка России открывать военторгам за рубежом расчетные счета или  им могут быть открыты только текущие счета. Возникает множество иных вопросов, ответы на которые должны быть даны в соответствующих международных договорах РФ.

           Как представляется, необходимо четко определить, что полевые учреждения Банка России не могут быть признаны хозяйствующими субъектами по законодательству стран пребывания, поскольку их основная цель - не осуществление на территории соответствующего государства хозяйственной деятельности и получение прибыли, а обеспечение банковского обслуживания воинских контингентов РФ. В связи с этим полевые учреждения Банка России должны быть признаны территориальными учреждениями Банка России временно, для осуществления определенных некоммерческих функций в целях обеспечения обороны и безопасности РФ и государств, имеющих с РФ договорные отношения. В этом смысле полевые учреждения близки к представительству Банка России в соответствующей стране, но ограничены определенным кругом возложенных на них функций и одновременно имеют некоторые признаки филиалов, поскольку осуществляют ряд банковских операций. Однако в основе своей эти операции являются не торговыми, не хозяйственными, а связаны с обеспечением жизнедеятельности войск РФ.

           Осуществляя функции банковского обслуживания воинских формирований за рубежом, в том числе обеспечивая их денежной наличностью в рублях РФ или иной валюте в зависимости от содержания соответствующего договора, полевые учреждения Банка России за рубежом в процессе своей деятельности в некоторой степени влияют на денежное обращение РФ, а также на обращение валюты РФ в соответствующих государствах. Причем не только в пределах военных городков, но и за их пределами. В связи с этим межбанковские соглашения о деятельности полевых учреждений в иностранных государствах могут содержать требование к полевым учреждениям в определенные сроки представлять центральным (национальным) банкам соответствующих государств отчеты о налично-денежном обороте в рублях РФ и валюте государства, где полевое учреждение Банка России располагается. Кроме того, на полевые учреждения Банка России возложены некоторые удостоверительные функции в процессе организации валютного контроля в РФ. Так, в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” Банком России определена предельная сумма ввоза на территорию РФ валюты РФ в размере 500 минимальных размеров оплаты труда. Однако для военнослужащих, рабочих и служащих российских, войск дислоцированных на территориях иностранных государств, прибывающих в РФ в отпуск или к новому месту службы (работы, постоянного места жительства), а также для военнослужащих, уволенных в запас из рядов российских войск, дислоцированных на территории иностранных государств, и прибывающих в РФ, установлен особый порядок ввоза валюты РФ. Предельные суммы ввозимой указанными выше лицами на территорию РФ валюты РФ должны быть указаны в справках, выдаваемых полевыми учреждениями или воинскими частями и, следовательно, могут превышать предельную для других категорий граждан сумму в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (п.2.2. Письма Банка России от 19 сентября 1996 г. № 331 “О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами)”[14].

           Реализуя функцию организации денежного обращения, а также обеспечивая российские воинские формирования за рубежом валютой РФ для выплаты денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим Вооруженных Сил  и выполнения иных задач обеспечения боеготовности войск, полевые учреждения Банка России обязаны обеспечить создание резервных денежных фондов. Для этого они могут вывозить из РФ на территорию иностранного государства, где дислоцированы воинские формирования РФ, валюту РФ. Порядок вывоза из РФ и ввоза в РФ валюты РФ регулируется соответствующими нормативными правовыми актами Банка России и ГТК России. При вывозе и пересылке из РФ, а также ввозе и пересылке в РФ валюты РФ Центральным банком РФ таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются.

Таможенное   оформление   ввоза или вывоза   рублевой   наличности осуществляется при условии представления: копий распоряжений соответствующих департаментов Банка России; грузовой таможенной декларации, заполненной в установленном порядке; описей,  доверенностей  и  других  документов,  необходимых   для таможенного контроля. Пошлины и сборы за таможенное  оформление  при  ввозе  (вывозе) наличной  валюты  Российской  Федерации  учреждениями  Банка  России,  не взимаются.

           В процессе реализации межгосударственных соглашений и организации банковского обслуживания воинских контингентов Российской Федерации на территории иностранных государств у Банка России возникают определенные трудности во взаимоотношениях с таможенными органами, в частности при необходимости обеспечения расположенных за рубежом учреждений Банка России техникой и иным имуществом, для исполнения им возложенных международными договорами Российской Федерации на Банк России функций. Для перемещения этого имущества через государственную границу не установлен соответствующий таможенный режим, исключающий применение мер экономического воздействия.

Много проблем возникает в деятельности полевых учреждений Банка России за границей в связи с необходимостью соблюдения законодательства иностранных государств и решений судов этих государств. Здесь необходимо отметить, что все правоотношения, возникающие между органами РФ и иностранных государств, должны быть урегулированы в международных договорах РФ. Подписание и ратификация международных соглашений отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти и в случае их вступления в силу обязательны для исполнения. Вопросы экономической целесообразности международных соглашений находятся за пределами полномочий Банка России. Например, 20 марта 1992 г. странами - участницами Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности[15]. Российская Федерация ратифицировала вышеуказанное соглашение Постановлением Верховного Совета РФ от 9 октября 1992 г.[16], однако для РФ оно вступило в силу с 8 апреля 1993 г. В соответствии со ст. 13 указанного Соглашения оно вступает  в  силу после его ратификации не менее  чем  тремя  государствами - участниками Содружества со дня сдачи третьей ратификационной  грамоты  государству-депозитарию. Для государств,  ратифицировавших Соглашение  позднее,  оно вступает в силу со дня сдачи на хранение их ратификационных грамот. Таким образом, Соглашение вступило в силу 8 апреля  1993  г.,  а  в отношении государств, присоединившихся к нему позднее, - со дня сдачи ими ратификационных  грамот[17].

           Согласно ст. 1 Соглашения оно регулирует отношения, возникающие в связи с разрешением  дел,  вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений  между  хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а  также исполнения решений по ним. При этом  под  хозяйствующими   субъектами понимаются    предприятия,    их    объединения,    организации     любых организационно-правовых  форм,  а  также  граждане,  обладающие  статусом предпринимателя  в  соответствии  с  законодательством,  действующим   на территории государств - участников Содружества Независимых Государств,  и их объединения (ст. 2 Соглашения). Государства - участники Содружества Независимых  Государств  взаимно признают и исполняют вступившие  в  законную  силу  решения компетентных судов. Решения,  вынесенные  компетентными  судами одного  государства-участника Содружества  Независимых  Государств, подлежат  исполнению  на территории  других  государств-участников Содружества Независимых Государств (ст. 7 Соглашения). Решения, вынесенные  компетентным  судом   одного   государства - участника Содружества Независимых Государств в части обращения  взыскания на  имущество  ответчика,  подлежат  исполнению  на  территории   другого государства -  участника  Содружества  Независимых  Государств органами, назначенными судом либо определенными    законодательством    этого государства. Поэтому какого-либо подтверждения для исполнения принятых в установленном порядке решений судов соответствующего государства-участника СНГ для исполнения этого решения полевые учреждения Банка России требовать не вправе. Приведение  в  исполнение  решения   производится   по   ходатайству заинтересованной Стороны при наличии соответствующего ходатайства, к которому прилагаются: должным  образом  заверенная   копия   решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило  в  законную  силу, если это не видно из текста самого решения; доказательства извещения другой Стороны о процессе; исполнительный документ.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в приведении в исполнение судебного решения может быть отказано по просьбе Стороны,  против  которой  оно  направлено,  только если  эта Сторона представит компетентному суду по месту, где  испрашивается  приведение в исполнение, доказательства того, что: а) судом  запрашиваемого государства - участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в законную силу  решение по делу между теми  же  Сторонами,  о  том  же  предмете  и  по  тому  же основанию; б)  имеется признанное   решение   компетентного   суда   третьего государства - участника   Содружества   Независимых   Государств   либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору  между  теми  же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; в)  спор   в   соответствии   с   настоящим   Соглашением   разрешен некомпетентным судом; г) другая Сторона не была извещена о процессе; д)  истек  трехгодичный  срок  давности   предъявления   решения   к принудительному исполнению. Вместе с тем, если по мнению органов военного управления войсками, дислоцированными на территории иностранного государства, то или иное решение суда нарушает интересы РФ и российской воинских формирований, они должны обращаться в соответствующие судебные и иные органы страны пребывания и докладывать об этих случаях в Министерство обороны РФ. Если, по мнению органов управления воинскими формирования на территории иностранных государств, упомянутое Соглашение нарушает интересы РФ и дислоцированных за рубежом российских войск, они обязаны обратиться с соответствующими предложениями в Правительство РФ через Министерство обороны РФ.

Согласно п. 4 ст. 16 Конституции РФ международные договора РФ являются составной частью ее правовой системы и, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поэтому Соглашение не может не применяться государственными органами и организациями РФ.

           Таким образом, международно-правовые аспекты деятельности Банка России и входящих в его систему полевых учреждений нуждаются в тщательном изучении. Все особенности, связанные с деятельностью полевых учреждений Банка России за рубежом, нуждаются в обобщении с учетом имеющейся практики и должны быть учтены в международно-правовых актах, на основании которых они созданы, дислоцированы за рубежом и функционируют.



[1] Приложение № 2 к Положению о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г.

[2] Вестник Банка России. - 1997. - № 26.

[3] Вестник Банка России. - 1997. - № 26.

[4] Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 32. - ст. 3752.

[5] Л.А. Новоселова. Банковские сделки в Гражданском кодексе РФ 1996 г. // Правовое регулирование банковской деятельности. Под ред. проф. Е.А. Суханова - М.:Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР”, 1997. -С.158.

[6] Вестник Банка России. -1997. - № 46.

[7] Приказ Банка России от 27 апреля 1993 г., Минфина РФ от 26 апреля 1993 г. № 53, ГТК РФ от 26 апреля 1993 г. № 01-20/38-21, Госкомимущества РФ лт 27 апреля 1993 г. № АИ-18/2819, Минобороны РФ от 19 апреля 1993 г. № 180/12/227.

[8] Порядок взимания платы за расчетные услуги, оказываемые Банком России см.: Указание Банка России от 29 июня 2000 г. N 809-У "О внесении дополнений и изменений в Положение Банка России "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России" от 08.12.97 г. N 7-П" //Вестник Банка России от 6 июля 2000 г., N 36.

[9] Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 10, 12.

[10] Вестник Банка России. - 1996. - № 47-51.

[11] Далее по тексту - Федеральный закон.

[12] Российская газета от 27 октября 1994 г.

[13] Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 4. - С. 38.

[14] См. также: Положение о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ (Письмо ГТК РФ, Минфина РФ, Банка России от 6 сентября 1996 г. № 01-23/16223, 11-05-02, 326.

[15] Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1992. - № 1. Соглашение ратифицировали и депонировали ратификационные грамоты: Российская Федерация соответственно 9 октября 1992 г. и 5 марта 1993 г.; Республика Беларусь 24 ноября 1992 г. и 24 ноября 1992 г.; Украина 19 декабря 1992 г. и 8 апреля 1993 г.; Республика Узбекистан 6 мая 1993 г. и 6 июля 1993 г.; Кыргызская Республика 3 июля 1992 г. и 19 апреля 1994 г.; Республика Казахстан 2 июля 1992 г. и 20 апреля 1994 г.; Республика Армения 29 марта 1994 г. и 24 мая 1994 г.; Республика Таджикистан и Республика Туркменистан ратифицировали Соглашение соответственно 4 августа 1993 г. и 18 октября 1994 г. Для РФ, Белоруссии и Украины соглашение вступило в силу с 8 апреля 1993 года.

[16] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ . - 1992. - № 44. - ст. 2472.

[17] См. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 1994 г. № ОМ-341 “О международно-правовых договорах в рамках СНГ”.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации