Сейчас Вы здесь:Главная arrow Учебные пособия и материалы arrow Я.А. Гейвандов. Правовые основы банковской дея-ти arrow 2. Понятие и структура банковской системы в Российской Федерации

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
2. Понятие и структура банковской системы в Российской Федерации Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
суббота, 18 июля 2009

2. Понятие и структура банковской системы в Российской Федерации

 Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская деятельность не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы[1]. Для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление в РФ банковской деятельности в федеральном законодательстве используется термин “банковская система” (ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”). Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. Связь между банковской деятельностью и банковской системой настолько тесная, что эти явления не существуют одно без другого. Поэтому их следует рассматривать в едином контексте, соответственно, как содержание и форма.

 В единую банковскую систему включены: Банк России, кредитные организации (банковские и небанковские), а также филиалы и представительства иностранных банков (ст.2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”). Элементы, образующие банковскую систему России, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, т.е. имеют различный правовой статус. Но при этом они действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единый предмет и метод правового регулирования. Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет условно выделить в банковской системе несколько уровней. В этой связи высказано вполне обоснованное мнение, что в России сложилась двухуровневая банковская система. Верхний (государственный) уровень банковской системы занимает Центральный банк РФ, а нижний - кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков[2]. Такой подход закономерен, если критерием выделения уровней в банковской системе избрано наличие или отсутствие у его элементов государственно-властных полномочий. В этом случае, действительно, верхний уровень банковской системы занимает Банк России, а нижний уровень - кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Но, если для определения уровней банковской системы избрать другой критерий, а именно, особенности правового статуса всех элементов, ее образующих, то с учетом особенностей, присущих правовому положению Банка России, банкам, небанковским кредитным организациям, представительствам и филиалам иностранных банков, уровней банковской системы оказывается несколько больше.

 Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций: является главным банком страны, реализующим наряду с другими органами России государственную политику в денежно-кредитной сфере, в связи с чем наделен государственно-властными полномочиями в банковской сфере.

 Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и небанковских кредитных организаций.

 В банковскую систему РФ помимо Банка России и кредитных организаций включены также филиалы и представительства иностранных банков. При этом, под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Представительством по законодательству России признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ). Следовательно, если филиалы иностранных банков вправе заниматься предпринимательской и представительской деятельностью на территории России, в т.ч. осуществлять банковские операции и иные разрешенные им виды банковской деятельности, то представительства не вправе осуществлять банковские операции, другие виды деятельности, кроме представительской.

 Необходимо заметить, что в юридической литературе высказаны и иные точки зрения по поводу структуры банковской системы в России. Так, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян элементами банковской системы России признают не только лиц, перечисленных в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, но и союзы, и ассоциации кредитных организаций, банковскую инфраструктуру, банковский рынок[3]. О.М. Олейник также полагает целесообразным в банковском праве исходить из широкого понятия банковской системы и включает в нее два вида звеньев. Первая группа - это лица перечисленные в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Вторая группа - союзы и ассоциации кредитных организаций, неформальные образования, объединения ведущих банкиров, холдинги и группы[4]. Юридический статус и предмет деятельности Банка России, кредитных организаций, филиалов иностранных банков несопоставим с юридическим статусом, предметом деятельности банковских союзов и ассоциаций. Если первые создаются для выполнения банковской деятельности, то ассоциации и союзы кредитных организаций такой деятельностью заниматься не вправе. В связи с этим, требует уточнения в законодательстве сущность представительской деятельности в банковской сфере. Является ли она разновидностью банковской деятельности или нет? Если нет, то следует установить тот объективный критерий, которым руководствуется законодатель, формируя структуру банковской системы России. Подводя итог сказанному можно предположить, что и ассоциации, и союзы, и холдинги, и группы кредитных организаций, и иные объекты так называемой банковской инфраструктуры, несомненно, являются субъектами, деятельность которых регулируется банковским законодательством. Однако из этого вовсе не должен следовать вывод будто упомянутые лица в настоящее время могут признаваться элементами действующей банковской системы Российской Федерации. В ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дан исчерпывающий перечень элементов банковской системы РФ. Поэтому предложения о включении в банковскую систему иных элементов с точки зрения требования нормативности, общеобязательности права, могут иметь лишь предположительный, рекомендательный характер.

 Структурные элементы банковской системы могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, таких полномочий не имеющие.

 Образующие банковскую систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы кредитных организаций резидентов, а также представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).

 По месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также филиалы и представительства в РФ тех организаций, которые зарегистрированы по законодательству иностранных государств (банки-нерезиденты) и расположены за пределами РФ. Причем к банкам-нерезидентам относятся и банки созданные на средства РФ за рубежом (например, Московский народный банк в Лондоне, Евробанк, Данау банк и т.п.).

 В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями, включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие организации.

 Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. все кредитные организации. Что же касается филиалов и представительств иностранных банков, то они по законодательству России (ст. 50 ГК РФ) не признаются организациями, поскольку таковыми являются соответствующие иностранные банки.

 К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли.

 Банки могут быть универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.

 Одним из важнейших критериев, которые позволяют классифицировать организации, образующие банковскую систему, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации.

 Банк России является государственной организацией, поскольку его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью.

 В целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальные банки. Муниципальными признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему РФ и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления (п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации “О создании муниципальных банков в городах” от 22 июля 1993 года” № 5498-1).

 К частным относятся кредитные организации, уставной капитал и имущество которых находятся в собственности физических лиц или юридических лиц, основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки России как Сбербанк России и Внешторгбанк России, больше половины акций которых принадлежит государству и находятся в управлении Банка России.

 Кредитные организации могут быть российскими или с иностранными инвестициями.

 В зависимости от финансового состояния выделяются две категории банков: финансово стабильные и проблемные банки. Каждая из этих категорий банков в свою очередь подразделяется на две группы. Так, к категории финансово стабильных банков относятся: банки без признаков финансовых затруднений (группа 1) и банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности (группа 2). К категории проблемных банков относятся: банки, испытывающие серьезные затруднения (группа 3) и банки, находящиеся в критическом финансовом положении (группа 4). Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за надзорный период[5].

 С учетом предварительного расчета затрат на реструктуризацию банковской системы все банки Правительством РФ и Банком России были разделены на четыре группы:

первая группа: стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;

вторая группа: региональные банки, которые, по мнению Правительства РФ и Банка России, должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России;

третья группа: отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;

четвертая группа: банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала)[6].

 Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые не являются элементами банковской системы России, непосредственно не осуществляют банковских операций и их деятельность не может преследовать извлечения прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций (например, Ассоциации российских банков) являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решение иных совместных задач.

 В отличие от союзов и ассоциаций, группы кредитных организаций и холдинги вправе осуществлять банковские операции. При этом статус кредитной организации на группы и холдинги не распространяется, а банковские операции осуществляются от имени участвующих в группе или холдинге организаций.

 Создание групп или холдингов осуществляется на основании договоров, заключаемых между кредитными организациями или путем приобретения контрольного пакета акций. Группу кредитных организаций образуют равноправные хозяйственные общества, а холдинги предполагают существование основной кредитной организации и дочерних кредитных организаций в силу преобладающего участия в их уставном капитале основной организации, которая в силу этого либо в соответствии с заключенным между ними договором, может определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ).



[1] Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. - М.: Бек, 1994. - С. 93.

[2] См. например: Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело Лтд., 1995. - С.144; Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 6.

[3] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1999. - С. 261.

[4] О.М. Олейник. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997. - С. 172.

[5] См. например: Письмо Банка России от 28 июня 1998 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков».

[6] См. например: Программа "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", одобренная Советом директоров Банка России и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября 1998 г.).

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации