Сейчас Вы здесь:Главная

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Мировая валютно-финансовая система
В.О. Ключевский о происхождении «рубля» Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009
В.О. Ключевский о происхождении «рубля»


(цитируется по В.О. Ключевский. Лекция XI. II. Деньги. Скот. Куны. Пенѫзи. Деньги. Деньги и меновые знаки. Гривна кун. Части гривны кун. Ногата. Куна. Резана. //(Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. YI. Специальные курсы / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. Р.А. Киреевой; Коммент. Составили В.Г. Зимина, Р.А. Киреева. – М.: Мысль. 1989. – С. 207-224.)

(Извлечение, курсив РФБС).

«...С конца первой половины XII в. вес гривны кун начал падать и никогда более не поднимался. А мы сейчас увидим, что во время борьбы Юрия Долгорукого с Изяславом Волынским на Руси ходила гривна кун немного меньшая 40 золотников. С тех пор гривна кун все падала до конца XIII в., когда она сменилась новым меновым знаком, имевшим характер монеты, – серебряным рублем…».

«…Псковский летописец под 1407 г. говорит о дешевизне хлеба в этом году: «три меры покупали за полтину, а кун на полтину 15 гривен». Полтина – половина рубля, а рубль равнялся тогда гривне серебра, следовательно, из гривны серебра в то время выходило 30 гривен кун. Итак, мы видели, что до того времени, как появилась новая денежная единица – «рубль», до XV столетия, гривна кун все падала в весе. Нам это и нужно было доказать.

Гривна кун изменялась и при господстве рубля, но это изменение не нужно для объяснения Правды; Правда составлена гораздо раньше этого времени. Только для любопытствующих отмечу главные моменты этого изменения, впрочем недостаточно разработанного в нашей нумизматической литературе. В XIV столетии, вероятно вследствие уменьшения гривны кун, появился новый меновой знак, получивший название рубля; ранее XIV в. рублей не встречаем…».

«…Происхождение термина « рубль»  недостаточно известно. Думают, что рублем назывался отрубок, т. е. часть гривны серебра; гривна серебра рубилась пополам и каждая половина называлась рублем. Но древнейший рубль равнялся гривне серебра: Двинская грамота, данная Василием Дмитриевичем в 1397 г., переводит древнюю виру на современные денежные единицы – рубли – и определяет ее в 10 руб., что равняется 10 гривнам серебра договорной Смоленской грамоты 1229 г. Почему гривна серебра получила название рубля? Я так объясняю и происхождение самого «рубля»  и замену одного названия другим. Ведь гривна серебра была весовая счетная единица рубт. [??]. Считая так, за товар, стоивший гривну серебра, платили гривнами кун, как ходячими меновыми знаками, но платили на вес, давая столько этих знаков, чтоб они потянули один фунт. Но менового знака, равного гривне серебра, не существовало, это была весовая, а не реальная единица. Так как вследствие колебаний в весе гривны кун счет на нее был очень неудобен, то стали рассчитываться фунтами серебра, гривнами серебра. Это в XIV в. и заставило отливать знаки, весом равные фунту. Вероятно, эта отливка происходила таким образом: отливали длинные куски серебра и потом рубили их на части, из которых каждая равнялась фунту. У Герберштейна есть известие об этих рублях; он относит появление русских монет по времени за 100 лет до приезда своего в Москву. «Едва сто лет прошло, – говорит он, – как в России стали употреблять монеты, в ней чеканенные (Vix centum annis utuntur moneta argentea, praesertim apud illos cusa). Прежде ходили в России portiunculae oblongae argenteae, sine imagine et scriptura aestimatione unius rubli» . Вот эти portiunculae oblongae argenteae и были рубли. Кажется только, Герберштейн не совсем правильно говорит, что все эти рубли были лишены клейма; до нас дошли слитки серебра гривенной формы, но с различными изображениями и иные даже с надписями «рубль». Итак, древнейший рубль есть старая гривна серебра, но со значением монеты, и на нем клалось клеймо, обозначавшее его ценность. Вероятно, только наложение этого клейма не было общим правилом. В начале XV в., как мы видели, рубль заключал в себе 30 гривен кун. Есть известие, что в XV в. стали делать новые гривны кун, такие, что в каждой заключалось по три старых. Я отношу это известие ко второй половине XV в. Следовательно, в рубле стало 10 гривен кун. Вот эти 10 гривен и усвоены были потом нашей денежной системой как подразделения рубля: московский рубль делился на 10 гривен.

Из того, что я вам сказал, вы удержите в памяти следующие моменты в истории гривны кун. Гривна кун – серебряный меновой знак без клейма и потому без значения монеты; в разные времена, смотря по ценности серебра, она имела различный вес. В X в. этот вес равнялся приблизительно 1/3 нашего фунта: в XI в. и начале XII в. – приблизительно 1/2 фунта. В конце первой половины XII в. гривна кун весила около 38 золотников, во второй половине – 24 золотника, а в начале XIII в. – от 14 до 12 1/2 золотника, то же и во второй половине XIII в. А в начале XV в. из гривны серебра выделывали 30 гривен кун. Только во второй половине XV в., когда уже утвердился рублевый счет, стали делать гривны более крупные, заключавшие в себе по три гривны тех, которых было 30 в рубле. Эти позднейшие гривны и составляли отступление от пути, по которому шла гривна кун до тех пор, от пути постепенного понижения ее веса. Эти моменты и надобно запомнить, особенно же следует заметить следующие две эпохи: гривна кун начала XII в. равнялась 1/2 фунта, а гривна кун второй половины XII в. равнялась 1/4 фунта, т. е. была вдвое менее гривны кун времен Мономаха. Мы увидим в Русской Правде следы обоих этих счетов, что дает возможность различать в Русской Правде следы разных эпох…».

 
Приказ Банка России от 10.11.1997 г. № 01-260 «О мероприятиях по организации проведения деноминации» Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009

Приказ Банка России от 10 ноября 1997 г. № 01-260 «О мероприятиях по организации проведения деноминации»

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. № 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" приказываю:

1. Создать Комиссию по координации деятельности учреждений Банка России на период с 17 ноября 1997 года по 1 апреля 1998 года.

Председателем Комиссии назначить первого заместителя председателя Банка России Войлукова А.В.

Заместителем председателя Комиссии назначить заместителя председателя Банка России Артемову Т.К.

Председателю Комиссии в срок до 17 ноября определить и утвердить персональный состав Комиссии и порядок ее работы.

2. Руководителям территориальных учреждений Банка России приказом по территориальному учреждению создать до 20 ноября 1997 года Комиссии по координации деятельности подчиненных учреждений Банка России и кредитных организаций, возложив руководство Комиссий на первых заместителей, определить порядок работы и ответственность членов комиссий. Персональную ответственность за работу комиссий возложить на руководителей территориальных учреждений Банка России.

3. Комиссиям, созданным в соответствии с п. п. 1 - 2 настоящего Приказа, организовать работу "горячих линий" для решения вопросов, касающихся изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен, с учреждениями Банка России и населением, на период с 22 декабря 1997 года по 16 января 1998 года.

Административному департаменту (Богданову В.Б.) определить в смете Банка России источники оплаты расходов по функционированию "горячих линий" Банка России и территориальных учреждений Банка России.

4. Руководителям территориальных учреждений Банка России, генеральному директору Центрального хранилища (Иванову Н.А.), начальнику Департамента полевых учреждений (Заставнюку В.П.) в первой декаде декабря 1997 года организовать проведение семинаров с руководителями и главными бухгалтерами подчиненных учреждений по вопросам введения в действие нормативных актов Банка России в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.

Руководителям территориальных учреждений Банка России до 15 декабря 1997 года провести семинары с руководителями кредитных организаций, почтовых служб и других структур, работающих со средствами населения, сняв все технические вопросы по ходу проведения деноминации.

5. Руководителям территориальных учреждений Банка России организовать доставку денежной наличности образца 1997 года в подчиненные расчетно-кассовые центры в запланированных объемах до 20 декабря 1997 года.

6. Руководителям территориальных учреждений Банка России, начиная с 1 декабря 1997 года по 1 апреля 1998 года, представлять в Комиссию по состоянию на 1, 10 и 20 число каждого месяца отчет о ходе выполнения указаний Банка России по проведению деноминации, отдельные сведения - ежедневно, в том числе, включая сведения по Сберегательному банку.

Форму указанных отчетов и сведений определить Комиссии, образованной в соответствии с п. 1 настоящего Приказа.

7. Ввести отчетность территориальных учреждений Банка России об обеспечении учреждений Банка России денежной наличностью нового образца, выпуска денежной наличности нового образца и изъятия денежной наличности старого образца на период с 20 ноября 1997 года по 1 апреля 1998 года. Департаменту эмиссионно-кассовых операций (Юрову А.В.) в срок до 15 ноября 1997 года подготовить и представить председателю Комиссии проект соответствующих указаний территориальным учреждениям Банка России.

8. Департаменту эмиссионно-кассовых операций (Юрову А.В.) организовать создание информационного материала об изменении нарицательной стоимости банкнот и монеты и элементов защиты новых банкнот и их доставку территориальным учреждениям Банка России.

9. Департаменту общественных связей (Ясиной И.Е.) организовать проведение разъяснительной работы по деноминации среди населения через средства массовой информации, с подготовкой соответствующих статей в печати, аудио-, видеороликов на радио и телевидении.

10. Возложить на руководителей территориальных учреждений Банка России персональную ответственность за подготовку на местах необходимых мероприятий, направленных на проведение операции по введению в платежный оборот Российской Федерации денежных знаков нового образца.

Председатель Банка России                                          С.К. Дубинин

Документ опубликован не был

Примечание к документу

Утратил силу с 1 апреля 1998 года (пункт 1 данного документа)

Название документа

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 10.11.1997 N 01-260

"О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНОМИНАЦИИ"

 
Указ Президента РФ от 04.08.1997 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков..» Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009

Указ Президента РФ от 04.08.1997г. №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен»

Принимая во внимание практические результаты последовательно осуществляемой в последние годы денежно - кредитной политики и принятые меры, направленные на финансовую и экономическую стабилизацию в экономике России, снижение инфляции до приемлемого уровня, в целях укрепления российской национальной валюты, стимулирования притока капитала в сферу производства товаров и услуг, роста производственных инвестиций, полного погашения инфляционных ожиданий в экономике, совершенствования денежного обращения в стране, упрощения учета и расчетов в хозяйстве, постановляю:

1. Согласиться с предложением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

2. Правительству Российской Федерации в срок до 1 сентября 1997 года определить порядок проведения мероприятий, связанных с практической реализацией настоящего Указа, имея в виду, что денежная реформа является частью программы финансового оздоровления страны и направлена на упрочение позиций российской валюты, улучшение жизни граждан, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.

Установить, что проект Федерального бюджета Российской Федерации на 1998 год, проекты региональных бюджетов, все хозяйственные и финансовые плановые расчеты на 1998 год разрабатываются исходя из нового масштаба цен.

3. Центральному банку Российской Федерации обеспечить изготовление и доставку на места банковских билетов Банка России и монеты образца 1997 года, а также подготовить все необходимые мероприятия, направленные на безболезненное для населения и экономики страны проведение операции по введению в платежный оборот Российской Федерации денежных знаков нового образца, в том числе прием и обмен учреждениями Центрального банка Российской Федерации денежных знаков старого образца до 2002 года.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                         Б. Ельцин

Москва, Кремль

4 августа 1997 года № 822

 
Указ Президента России от 28.10.1993г. №1785 «О регулировании деятельности полевых учреждений ЦБ РФ» Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009

Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1993 г. №1785 «О регулировании деятельности полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации»

В целях обеспечения эффективного функционирования системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в интересах обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и укрепления обороноспособности страны, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

1. До принятия Федеральным собранием Российской Федерации законодательного акта Российской Федерации, регулирующего деятельность полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации:

приостановить действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 5622-1 "Об утверждении Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";

руководствоваться Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 2897-1 "Об утверждении Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации".

2. Министерству обороны Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации представить Президенту Российской Федерации для внесения на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект законодательного акта, регулирующего деятельность полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации.

3. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации.

4. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.


Президент Российской Федерации Б. Ельцин

 
Пост. Совмина СССР от 6.10.1987 «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР» Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009

Постановление Совета Министров СССР от 6 октября 1987 г. № 1118 «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР»

Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных июньским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС направлений по перестройке деятельности и созданию специализированных банков в стране имеет важное значение в осуществлении курса партии на ускорение социально-экономического развития народного хозяйства и повышение эффективности общественного производства.

В условиях проведения радикальной реформы финансово-кредитной системы банки СССР и их учреждения на местах, используя в полной мере преимущества нового хозяйственного механизма, должны стать активными проводниками экономических методов управления, заинтересованными участниками внедрения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования в основном звене народного хозяйства, расширения самостоятельности и развития социалистической предприимчивости объединений, предприятий и организаций.

В практической работе банки должны руководствоваться основными положениями, определенными Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821, другими решениями Партии и Правительства о коренной перестройке управления экономикой. Банкам необходимо устранить мелочную опеку деятельности объединений и предприятий, сосредоточить внимание на повышении конечных результатов хозяйствования, подчинить кредитную и расчетную деятельность требованиям рационального использования производственного потенциала, внедрению прогрессивных форм и методов кредитования, расчетов и кассового обслуживания. Новым задачам и формам деятельности банков должны соответствовать сверху донизу их организационные структуры.

В целях практической реализации мер по созданию эффективной системы банков и организации их работы в условиях перестройки управления экономикой Совет Министров СССР постановляет:

1. Госбанку СССР, Внешэкономбанку СССР, Промстройбанку СССР, Агропромбанку СССР, Жилсоцбанку СССР и Сберегательному банку СССР сосредоточить практическую деятельность на последовательном осуществлении комплекса мер, обеспечивающих усиление роли кредита и денежного обращения в решении задач интенсификации экономики и повышения эффективности общественного производства.

В этих целях:

осуществить коренную перестройку кредитных отношений для обеспечения успешного функционирования нового хозяйственного механизма, укрепления хозяйственного расчета и экономики предприятий в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Развивать и стимулировать прогрессивными методами кредитования инициативу предприятий в повышении технического уровня производства, наращивании выпуска новых высокоэффективных видов продукции и оказании разнообразных услуг населению;

при проведении кредитной политики исходить из необходимости обеспечения органического сочетания интересов трудовых коллективов с общегосударственными интересами как важного условия динамичного и пропорционального развития экономики единого народнохозяйственного комплекса страны и его регионов;

повысить научную обоснованность кредитного планирования, постоянно совершенствовать его формы и методы. Предусматривать приоритетное направление кредитных ресурсов на реализацию мероприятий, обеспечивающих значительное ускорение научно-технического прогресса, достижение качественно нового уровня развития производства;

возложить ответственность на банки СССР и их учреждения за организацию денежного обращения в регионах, реализацию совместно с Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов практических мер по его укреплению, обеспечение сбалансированности денежных доходов и расходов населения, денежного оборота в целом как одного из условий стимулирования высокоэффективной работы трудящихся;

способствовать развитию экспортного потенциала страны, увеличению валютных поступлений, рациональному и экономному их расходованию, внедрению принципов валютной самоокупаемости и самофинансирования в народном хозяйстве.

2. В целях повышения роли и ответственности Госбанка СССР как главного банка страны в проведении единой эффективной кредитной политики, управлении денежно-кредитной системой, координации деятельности специализированных банков СССР возложить на Госбанк СССР:

разработку с участием специализированных банков СССР проектов сводных кредитных планов, планов распределения кредитных вложений по банкам СССР. Активно участвовать в подготовке предложений к проектам государственного плана экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР, сводного финансового баланса государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного валютного плана страны;

составление совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Советами Министров союзных республик проектов кассовых планов в целом по СССР и союзным республикам;

проведение систематического анализа хода выполнения кредитных и кассовых планов в народном хозяйстве и подготовку на его основе предложений о повышении эффективности использования ресурсов;

подготовку и осуществление совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и с участием специализированных банков СССР мероприятий по укреплению денежного обращения в стране и повышению покупательной способности советского рубля;

разработку совместно со специализированными банками СССР на единой методологической основе условий кредитования, мер экономического воздействия на получателей кредитов, правил расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядка ведения учета и отчетности в банках;

установление с участием специализированных банков СССР и по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР размеров процентных ставок за пользование кредитами;

проведение совместно со специализированными банками СССР работ по автоматизации и механизации банковских операций, имея в виду обеспечить в течение 1988 - 1989 годов централизованное обслуживание всех банков СССР через единую вычислительную систему;

осуществление в централизованном порядке регулирования денежного обращения, монопольного права выпуска в обращение на территории СССР билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов СССР и металлической монеты, организацию их изготовления, перевозки и хранения;

создание в учреждениях специализированных банков СССР резервных фондов билетов Государственного банка СССР, государственных казначейских билетов и металлической монеты. Ответственность за полную сохранность всех ценностей в резервных фондах и кассах несут руководители соответствующих учреждений банков СССР;

организацию и осуществление инкассации наличных денег в системе банков. Ответственность за инкассацию в городах и районах несут руководители соответствующих учреждений специализированных банков;

организацию взаимных расчетов между банками СССР. В районах, городах такие расчеты выполняют отделения специализированных банков;

осуществление кассового исполнения государственного бюджета СССР через свои республиканские банки, областные (краевые) управления, а также районные и городские отделения специализированных банков. Госбанку СССР по согласованию с Министерством финансов СССР в месячный срок установить порядок совершения операций по кассовому исполнению государственного бюджета СССР;

контроль по всем основным направлениям деятельности специализированных банков СССР, анализ проводимых мер по перестройке работы банков и их учреждений в новых условиях хозяйствования. Госбанку СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по статистике установить перечень отчетности, представляемой специализированными банками в центре и на местах Госбанку СССР.

3. Установить, что специализированные банки СССР как государственные банки страны несут полную ответственность за проведение прогрессивной кредитной политики, эффективность воздействия кредитно - расчетного механизма на конечные результаты расширенного воспроизводства, укрепление платежной дисциплины в отраслях народного хозяйства, за денежное обращение и кассовое исполнение государственного бюджета СССР на соответствующих территориях.

Для решения возложенных задач специализированные банки СССР осуществляют:

кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, организацию и проведение расчетов в отраслях народного хозяйства;

кредитование и финансирование затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью объединений, предприятий и организаций, расчеты по их прямым связям с иностранными партнерами, а также неторговые операции по обслуживанию советских и иностранных организаций и граждан;

разработку проектов и исполнение кредитных и кассовых планов соответствующих регионов, кассовое обслуживание объединений, предприятий, организаций и учреждений соответствующих отраслей народного хозяйства;

проведение глубокого анализа экономики народнохозяйственных комплексов, его отраслей, объединений, предприятий и организаций с целью выявления внутрихозяйственных резервов и вовлечения их в производство для повышения его эффективности и роста прибыли;

разработку и реализацию мер по усилению кредитного воздействия на финансовое состояние объединений и предприятий, своевременность возврата кредитов и укрепление платежной дисциплины;

развитие и укрепление экономических отношений с объединениями, предприятиями и организациями на основе взаимной заинтересованности и ответственности за эффективное использование кредитов и обеспечение высоких конечных хозяйственных результатов.

Возложить комплексное кредитно-расчетное обслуживание объединений, предприятий, организаций и учреждений:

на Промстройбанк СССР - в промышленности, строительстве, на транспорте и связи, в системе Госснаба СССР, Академии наук СССР, а также полевых учреждений;

на Агропромбанк СССР - в агропромышленном комплексе страны и потребительской кооперации;

на Жилсоцбанк СССР - в отраслях непроизводственной сферы, жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Установить, что Сберегательный банк СССР несет полную ответственность за эффективную организацию сберегательного дела в стране, обеспечивает внедрение прогрессивных форм расчетно-кредитного и кассового обслуживания населения, расширение безналичных расчетов, распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан, обслуживание всех категорий пенсионеров. Деятельность Сберегательного банка СССР должна быть направлена на коренное улучшение обслуживания населения как по месту их работы, так и по месту жительства.

4. В области внешнеэкономических связей:

Внешэкономбанк СССР обеспечивает организацию и проведение расчетов в валюте по экспортно-импортным и неторговым операциям, принимает меры к повышению их эффективности, производит на основе принципов хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости кредитование объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, контроль за исполнением сводного валютного плана.

Внешэкономбанк СССР проводит операции на международных валютных и кредитных рынках, обеспечивает потребности внешнеэкономического оборота страны в кредитных ресурсах, экономное и рациональное использование валютных средств, разрабатывает и осуществляет совместно со специализированными банками меры по увеличению валютных поступлений, ускорению получения экспортной выручки, содействует созданию совместных предприятий, международных объединений и организаций, развитию в целях всемерного углубления экономической интеграции со странами социалистического содружества прямых кооперационных связей.

Кредитование в иностранной валюте предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также совместных предприятий может осуществляться также специализированными банками по согласованию с Внешэкономбанком СССР. Платежи за границу производятся через Внешэкономбанк СССР по поручениям объединений, предприятий и организаций, а также специализированных банков. По согласованию с Внешэкономбанком СССР такие платежи могут производиться специализированными банками.

Госбанк СССР обеспечивает проведение единой валютной политики государства, устанавливает официальные курсы иностранных валют к советскому рублю и осуществляет аккредитацию в СССР представительств иностранных банков. Совместно с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и с участием специализированных банков разрабатывает проект сводного валютного плана страны.

Установить, что интересы страны в отношениях с центральными банками других государств представляет Госбанк СССР, а в международных финансово-кредитных организациях также и специализированные банки СССР.

5. Госбанк СССР, специализированные банки СССР, их учреждения на местах составляют единую государственную систему банков.

Установить, что банки СССР образуют:

в союзных республиках соответствующие республиканские банки с прямым подчинением банкам СССР;

в автономных республиках, краях и областях управления банков;

в городах и районах при необходимости отделения специализированных банков, отделения Госбанка СССР при этом не образуются.

При создании отделений специализированных банков исходить из принципа их организации с учетом преобладающего отраслевого профиля хозяйства конкретного региона. Обеспечить строгое соблюдение положения Закона СССР о государственном предприятии (объединении) о том, что все вопросы кредитно-расчетного обслуживания предприятия решаются в одном банке.

Возложить на отделения специализированных банков комплексное обслуживание всех объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на данной территории, независимо от их ведомственной подчиненности, а при необходимости на основе корреспондентских отношений или через уполномоченных.

Управления Внешэкономбанка СССР образуются в случаях экономической целесообразности с учетом объема внешнеторговых операций объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

В городах Москве, Ленинграде, столицах союзных республик могут создаваться управления банков СССР, а также межрайонные отделения специализированных банков при наличии достаточных объемов работ.

Отделения Жилсоцбанка СССР создаются в городах, численность населения которых превышает 50 тыс. человек.

Сберегательный банк СССР организует в городах и районах отделения, в подчинении которых могут находиться филиалы или агентства, приближенные к наиболее удобным для населения местам их нахождения. Учитывая роль Сберегательного банка СССР в удовлетворении социально-экономических нужд населения, сохранить подчинение его учреждений своим вышестоящим органам и одновременно соответствующим Советам Министров союзных (автономных) республик, исполкомам местных Советов народных депутатов.

Предоставить право Госбанку СССР при необходимости вводить должности уполномоченных областного (краевого) управления Госбанка СССР в городских и районных отделениях специализированных банков для осуществления контроля за выполнением заданий по денежному обращению и исполнению кассовых планов соответствующих территорий.

Разрешить специализированным банкам СССР в случаях экономической целесообразности создавать при крупных объединениях представительства отделений банков для комплексного оперативного кредитно-расчетного обслуживания всех сфер деятельности этих объединений, в том числе в вопросах внешнеэкономических связей.

6. Определить в качестве основного хозрасчетного звена в системе банков СССР управления банков автономных республик, краев и областей, а в Сберегательном банке СССР - отделения указанного банка.

Банкам СССР, Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма осуществить в 1988 году перевод управлений (отделений) банков на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Положить в основу хозрасчетной деятельности управлений и отделений банков их прибыль как главный источник производственного и социального развития и материального стимулирования.

В целях повышения эффективности использования кредитных ресурсов и усиления воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы объединений, предприятий и организаций учреждениям банков на местах строить свои отношения с ними на основе кредитных договоров, определяющих взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон. Не допускать при этом формализма и подмены живого дела излишним бумаготворчеством, мелочного вмешательства в производственную деятельность объединений, предприятий и организаций.

Установить, что взаимоотношения между банками СССР и их учреждениями на местах в вопросах использования кредитных ресурсов строятся на принципах платности. За привлекаемые из других банков ресурсы вносится плата в размерах и порядке, определяемых Госбанком СССР совместно со специализированными банками СССР. Привлеченные ресурсы сверх сумм, установленных в кредитном плане, оплачиваются банками в повышенном размере.

Максимально улучшить систему кредитования, финансирования и расчетов, сделать ее более мобильной и гибкой, значительно повысить оперативность при решении этих вопросов.

7. Для решения узловых вопросов кредитно-денежной политики и контроля за ее осуществлением в низовых звеньях банковской системы считать целесообразным создание советов банков на республиканском, краевом и областном уровнях.

Указанные советы рассматривают вопросы укрепления денежного обращения и совершенствования кредитно-расчетных отношений, проекты кредитных планов банков и кассовых планов соответствующих регионов, определяют меры по их выполнению, обобщают практику банковской деятельности и разрабатывают предложения по ее улучшению.

Советы банков являются координационным органом, возглавляются руководителем соответствующего учреждения Госбанка СССР, в его состав входят руководители учреждений специализированных банков.

8. В целях повышения научного уровня руководства кредитно-денежной системой, изучения и прогнозирования тенденций развития кредитно-денежных отношений создать при Госбанке СССР в г. Москве кредитно-финансовый научно-исследовательский институт банков СССР. Организацию указанного института осуществить в пределах численности работников предприятий, организаций и учреждений банков СССР, расположенных в г. Москве.

Сосредоточить в Госбанке СССР руководство средними специальными учебными заведениями, готовящими специалистов для банков СССР.

9. Реорганизацию действующих и создание новых специализированных банков осуществить в пределах численности банков, установленной планом на 1987 год.

Банкам СССР обеспечить практическую реализацию организационных мер по формированию всей системы банков СССР не позднее 1 декабря 1987 г.

Установить численность центрального аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и месячный фонд заработной платы соответственно: Госбанку СССР - 470 единиц и 123,3 тыс. рублей, Внешэкономбанку СССР - 510 единиц и 141,3 тыс. рублей, Промстройбанку СССР - 735 единиц и 190,2 тыс. рублей, Агропромбанку СССР - 300 единиц и 77,5 тыс. рублей, Жилсоцбанку СССР - 280 единиц и 72,4 тыс. рублей и Сберегательному банку СССР - 270 единиц и 69,9 тыс. рублей.

10. Утвердить структуру центрального аппарата банков СССР согласно Приложениям № 1 - 6.

Упразднить управление "Зарубежстройбанк" при Стройбанке СССР с возложением его функций на центральный аппарат Промстройбанка СССР. Передать в связи с этим в состав центрального аппарата Промстройбанка СССР численность упраздняемого управления в количестве 47 единиц.

Определить состав правлений банков СССР, включая Председателя правления, в количестве: Госбанка СССР - 11 человек, в том числе 5 заместителей председателя, Промстройбанка СССР - 11 человек, в том числе 5 заместителей председателя, Агропромбанка СССР - 10 человек, в том числе 5 заместителей председателя, Жилсоцбанка СССР - 9 человек, в том числе 5 заместителей председателя, Сберегательного банка СССР - 9 человек, в том числе 4 заместителя председателя, Внешэкономбанка СССР - 9 человек, в том числе 5 заместителей председателя.

Из числа заместителей председателя правления в каждом банке установить по одной должности первого заместителя.

Установить, что из числа заместителей председателя правлений банков СССР одновременно являются начальниками ведущих управлений: в Госбанке СССР, Промстройбанке СССР, Агропромбанке СССР, Жилсоцбанке СССР, Внешэкономбанке СССР - 4 человека и в Сберегательном банке СССР - 3 человека.

11. Госбанку СССР и Промстройбанку СССР передать в 1987 году в установленном порядке специализированным банкам СССР соответствующие активы и пассивы с тем, чтобы вновь образованные банки обеспечили выполнение возложенных на них функций с 1 января 1988 г.

Установить, что годовые отчеты за 1987 год представляются банками СССР в порядке, предусмотренном для отчета за 1986 год, с одновременным представлением разделительных балансов.

В дальнейшем Госбанку СССР составлять сводный баланс банков СССР.

12. Предоставить право руководителям банков сохранять за работниками банков, высвобождающимися в связи с проводимой реорганизацией системы банков, должностные оклады, которые они получали по месту прежней работы, на период их трудоустройства, но не более трех месяцев. Непрерывный трудовой стаж у этих работников сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев.

Установить, что высококвалифицированным работникам банков, переводимым в связи с реорганизацией системы банков в центральный аппарат банков или учреждений банков на другие должности руководителей с меньшими окладами, выплачивается разница в должностных окладах. Предоставить право руководителям учреждений банков по результатам аттестации этих работников в новой должности уменьшать или отменять выплату разницы в окладах по решению аттестационных комиссий.

13. Предоставить право председателям правлений банков СССР утверждать штатные расписания центрального аппарата банков без учета установленных норм и соотношений численности руководящих работников и специалистов и устанавливать работникам этого аппарата должностные оклады без учета средних окладов по схеме должностных окладов в пределах численности и фонда заработной платы работников центрального аппарата.

В таком же порядке руководители республиканских банков, краевых, областных управлений, городских и районных отделений банков утверждают штатные расписания соответствующих учреждений банков в пределах утвержденного вышестоящим органом фонда заработной платы.

Отменить с 1 января 1988 г. для краевых, областных управлений и городских, районных отделений банков лимитирование общей численности работников аппарата управления и общих размеров предельных ассигнований на их содержание, а также регистрацию штатов центрального аппарата банков и их учреждений в финансовых органах.

Содержание аппарата вновь созданных банков СССР и их учреждений на местах в 1987 году осуществляется за счет средств Госбанка СССР, Стройбанка СССР и Внешторгбанка СССР.

14. Советам Министров союзных республик, исполкому Моссовета до 1 ноября 1987 г. рассмотреть и решить вопрос о размещении центральных аппаратов вновь созданных банков СССР и их учреждений на местах.

15. Распространить на учреждения специализированных банков СССР действие Постановления Совета Министров СССР от 18 июня 1979 г. "Об усилении охраны учреждений Госбанка СССР".

16. Банкам СССР в месячный срок представить в Совет Министров СССР проекты своих уставов. Специализированные банки СССР представляют их по согласованию с Госбанком СССР.

17. Госбанку СССР, Внешэкономбанку СССР, Промстройбанку СССР, Агропромбанку СССР, Жилсоцбанку СССР и Сберегательному банку СССР обеспечить высокий уровень проведения всей работы по реорганизации системы банков в стране, своевременное укомплектование вновь образуемых специализированных банковских учреждений на местах высококвалифицированными специалистами с тем, чтобы не нанести ущерба состоянию денежного обращения и расчетов в народном хозяйстве.

18. Госбанку СССР с участием Министерства юстиции СССР и специализированных банков СССР подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

 

Приложение № 1

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ГОСБАНКА СССР

Управление планирования и координации деятельности банков СССР

Управление методологии кредитно-расчетных отношений

Управление денежного обращения

Валютно-экономическое управление

Управление по кассовому исполнению государственного бюджета

Управление эмиссионно-кассовых операций

Управление информатики и комплексной автоматизации банковских работ

Управление кадров и учебных заведений

Контрольно-ревизионное управление

Отдел внешних связей

Управление делами

Хозяйственное управление

При Госбанке СССР действуют:

Хозрасчетное объединение инкассации

Центральное хранилище

Главный вычислительный центр

Кредитно-финансовый научно-исследовательский институт

Редакция журнала "Деньги и кредит"


Приложение № 2

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ВНЕШЭКОНОМБАНКА СССР

Планово-экономическое управление

Управление организации расчетов по экспорту и импорту и неторговых организаций

Управление кредитования внешнеэкономических связей

Управление по валютно-кредитному сотрудничеству с социалистическими странами

Управление государственных и иностранных кредитов

Управление советских банковских учреждений за границей

Управление международных валютных операций

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Контрольно-ревизионное управление

Договорно-правовой отдел

Управление делами

Хозяйственное управление

При Внешэкономбанке СССР действуют:

Всесоюзное объединение по расчетам за экспортные и импортные товары

Всесоюзное объединение по внутрисоюзным и неторговым расчетам с советскими организациями и гражданами

Всесоюзное объединение по неторговым расчетам с иностранными организациями и гражданами

 

Приложение № 3

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ПРОМСТРОЙБАНКА СССР

Планово-экономическое управление

Управление организации кредитования и финансирования машиностроения

Управление организации кредитования и финансирования промышленности

Управление организации кредитования и финансирования топливно-энергетического комплекса

Управление организации кредитования и финансирования химико-лесного комплекса

Управление организации кредитования и финансирования строительного комплекса

Управление организации кредитования и финансирования металлургии

Управление организации кредитования и финансирования транспорта и связи

Управление полевых учреждений

Управление финансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности и строительства за рубежом

Управление инженерно-технического контроля

Управление организации денежного обращения и кассовых операций

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Контрольно-ревизионное управление

Управление кадров

Хозяйственное управление

Управление делами

При Промстройбанке СССР действуют:

Операционное управление

Филиал Главного вычислительного центра Госбанка СССР

 

Приложение № 4

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА АГРОПРОМБАНКА СССР

Планово-экономическое управление

Управление организации кредитования и финансирования агропромышленного комплекса

Управление организации кредитования и финансирования капитальных вложений

Управление инженерно-технического контроля

Управление денежного обращения и кассовых операций

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Контрольно-ревизионное управление

Управление кадров

Управление делами

Хозяйственное управление

При Агропромбанке СССР действует Операционное управление


Приложение № 5

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ЖИЛСОЦБАНКА СССР

Планово-экономическое управление

Управление организации кредитования и финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Управление организации кредитования и финансирования республиканского, местного хозяйства и бытового обслуживания населения

Управление организации кредитования и финансирования государственной торговли и легкой промышленности

Управление организации кредитования и финансирования кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности

Управление организации денежного обращения и кассовых операций

Контрольно-ревизионное управление

Управление инженерно-технического контроля

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Управление кадров

Управление делами

Хозяйственное управление

При Жилсоцбанке СССР действует Операционное управление

 

Приложение № 6

к Постановлению

Совета Министров СССР

от 6 октября 1987 г. № 1118

 

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА СССР

Планово-экономическое управление

Управление организации и совершенствования сберегательного дела

Управление организации размещения государственных займов, лотерей и других ценных бумаг

Управление кредитования потребительских нужд населения

Управление организации безналичных расчетов и кассового обслуживания населения

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Управление автоматизации и механизации

Управление кадров

Контрольно-ревизионное управление

Отдел организации кассовой работы

Управление делами

Хозяйственное управление

 
<< В начало < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > В конец >>

Всего 577 - 585 из 837

Свежие публикации