Сейчас Вы здесь:Главная

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Мировая валютно-финансовая система
Размер возмещения по вкладам Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009
Размер возмещения АСВ по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. При исчислении суммы обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со ст. 5 Федерального закона Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
При наступлении страхового случая после 1 октября 2008 года возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.
Размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.
В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.
Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая (ст. 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).
Особенности возврата вкладов физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, в системе страхования вкладов установлены в ст. 49 Федерального закона.
Возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих определенные Федеральным законом суммы возмещения по вкладам в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, по договорам банковского вклада или договорам банковского счета, заключенным до 1 октября 2004 года, если в указанные договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения после 30 сентября 2004 года, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 1 января 2007 года.
Размер выплат, осуществляемых Банком России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов также определяется исходя из 100 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, определенных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, но не более 700 000 рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Если признанный банкротом банк выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер выплаты Банка России определяется исходя из разницы между суммой признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика и суммами встречных требований данного банка к вкладчику и предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Под встречными требованиями банка к вкладчику понимаются денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и (или) иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, при которых вкладчик является должником банка.
Выплаты Банка России осуществляются отдельно в отношении каждого признанного банкротом банка, не участвующего в системе страхования вкладов, в котором вкладчик имеет вклад (вклады).
Динамика изменения страхового возмещения
2003 г.
Размер возмещения – 100 процентов суммы вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более 100 000 рублей.
При наличии у вкладчика нескольких вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышал 100 000 рублей – размер возмещения выплачивался по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
2006 г.
Размер возмещения – 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 190 000 рублей.
При наличии у вкладчика нескольких вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 190 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
После 26 марта 2007 г.
Размер возмещения – 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 400 000 рублей.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 100 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
После 1 октября 2008 г.
Размер возмещения – 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.

 

 
Цели, принципы и участники системы обязательного страхования вкладов Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Sunday, 05 April 2009

Цели, принципы и участники системы обязательного страхования вкладов

Как уже было отмечено основополагающим источником правового регулирования страхования вкладов населения является Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», целями которого являются:

защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации,

укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и

стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Вышеупомянутый Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Действие данного Федерального закона не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты процентов по ним.

Согласно закону основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Действующее законодательство предусматривает существование четырех видов участников системы страхования вкладов. Таковыми являются:

1) вкладчики - граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которых внесен вклад. Вкладчики признаются выгодоприобретателями.

Вкладчики имеют право (ст. 7, 9 Федерального закона):

а) получать возмещение по вкладам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

б) сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;

в) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

 Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При заключении договора банковского вклада (договора банковского счета) в пользу третьего лица права вкладчика, предусмотренные настоящим Федеральным законом, приобретает физическое лицо, в пользу которого внесен такой банковский вклад (открыт банковский счет).

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.

Лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладу (вкладам) после наступления страхового случая, права на страховое возмещение по такому вкладу (вкладам) не имеет, за исключением физического лица, приобретшего в порядке наследования право требования по вкладу, по которому выплата страхового возмещения вкладчику не производилась (далее - наследник). Наследник вправе воспользоваться правами умершего вкладчика, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.

При переходе в порядке наследования после наступления страхового случая права требования по вкладу (вкладам) вкладчика нескольким наследникам каждый из них приобретает право на часть не выплаченного вкладчику страхового возмещения в размере, пропорциональном размеру приобретенного им права требования по указанному вкладу (вкладам). При этом выплата наследнику страхового возмещения по указанному вкладу (вкладам) не зависит от выплаты этому же наследнику возмещения по иным вкладам.

2) банки, т.е. кредитные организации, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности» и, внесенные в установленном порядке в перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов (реестр банков). Такие банки признаются.

Закон особо оговаривает, что участие в системе страхования вкладов для банков обязательно. При этом банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На банки, участвующие в системе обязательного страхования вкладов, законодателем возложены дополнительные обязанности:

уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов (страховые взносы);

представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

вести учет обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение семи календарных дней со дня поступления в банк указанного требования) реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке и по форме, которые устанавливаются Банком России по предложению Агентства;

исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст. 6 Федерального закона).

3) Агентство по страхованию вкладов (Агентство), признаваемое страховщиком;

4) Банк России при осуществлении им возложенных на него функций регулирования и надзора.

Как видим, главным объектом защиты при рассматриваемом виде страхования являются вклады физических лиц. Причем, законодательство России, в отличие от многих других государств не делает различий в защите прав и законных интересов вкладчиков, являющихся гражданами России и граждан других государств либо лиц без гражданства (ст. 37 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Причем учитывая обязательность страхования вкладов законодатель специально установил правовую норму, предписывающую, что страхование вкладов осуществляется в силу Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и не требует заключения договора страхования.

Что же такое вклад? Понятие «вклад» раскрывается в ГК России, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», а применительно к страхованию вкладов, еще и в Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также в Федеральном законе «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Вкладом признаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Какие же вклады признаются объектами защиты согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 5, главе 2 указанного Федерального закона.

Страхованию подлежат вклады при соблюдении определенных законом размеров вкладов, условий и порядка страхования.

Не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;

2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.

 
Механизм и правовые формы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Sunday, 05 April 2009

Механизм и правовые формы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях

О необходимости создания механизма страхования вкладов физических лиц говорилось с момента отказа государства от монополии на банковскую деятельность и возрождения в России банковской системы.

Уже в начале 90-х годов в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" было установлено, что банки должны иметь страховой фонд, обеспечивать сохранность средств и своевременность исполнения принятых перед вкладчиками обязательств, а также были обязаны страховать вклады населения в порядке и на условиях, определяемых Банком России. Однако эта, как и многие другие правовые нормы, призванные обеспечить права и законные интересы вкладчиком, многие годы оставались нереализованными.

В этом же Законе было установлено, что государство (РСФСР) гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (ст. 41). Таким образом, единственной относительно реальной формой гарантирования вкладов населения с и1990 г. по 1996 год была установленная законом правовая норм о гарантировании государством вкладов в Сбербанке. С 1996 года, гарантии государства были расширены. После принятия Федерального закона «О банках и банковской деятельности сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), также гарантировались государством, в порядке, предусмотренном федеральными законами (ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Однако, как показала практика и эта правовая норма не работала должным образом. Более того, банковским сообществом эта норма рассматривалась, как ущемление частных кредитных организаций и пренебрежение нормами о конкуренции на рынке банковских услуг. Кроме того, к 2003 г. федеральные власти решили форсировать создание системы обязательного страхования вкладов населения, и Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 181-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в «Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» вышеназванные государственные гарантии были отменены

Начиная с 1996 г., в различных редакциях Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также упоминались Федеральный фонд обязательного страхования вкладов и Фонды добровольного страхования вкладов. Так, для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам законодатель предписывал создать Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Предполагалось, что участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов должен был быть определен федеральным законом (ст. 38 прежней редакции).

Кроме того, банкам было предоставлено право самостоятельно создавать фонды добровольного страхования вкладов (как некоммерческие организации) для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно было быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда.

Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов должен был определяется их уставами и федеральными законами. При этом банк был обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов, и в случае участия в фонде добровольного страхования вкладов информировать клиента об условиях страхования.

Требовалось разработать и установить правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, определить компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, определить источники формирования средств, обеспечивающих необходимые выплаты и установить порядок выплаты возмещения по вкладам. Кроме того, стояла задача по разграничению и регулированию отношений между Правительством России, Банком России, органами исполнительной власти, банками и организацией, на которую могли бы быть возложены соответствующие функции, т.е. требовалось на уровне федерального законодательства установить правовые нормы, регулирующие отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Здесь необходимо уточнить, почему речь идет не о кредитных организациях, а только о банках.

Дело в том, что согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 36) право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Исключение из этого правила было введено только в 2007 г. Федеральным законом от 4декабря 2007 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Так, право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц было предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если: 1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро; 2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Следовательно, небанковские кредитные организации, вовсе не имели права принимать вклады от населения, а, следовательно, им не было необходимости становиться участниками соответствующей системы обязательного страхования.

Реальная правовая основа, позволившая обеспечить функционирование системы, страхования была создана только к середине 2004 года.

23 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а позднее был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных Федеральных законов отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Таким образом, в рамках банковской системы, в России существует несколько форм страхования вкладов:

1. Страхование, через механизм включения банков в систему обязательного страхования вкладов через специальные фонды;

2. Страхование вкладов непосредственно Банком России в отношении вкладчиков, вложивших денежные средства в банки, по тем или иным причинам не включенных в систему обязательного страхования вкладов.

3. Страхование вкладов, через создаваемые банками самостоятельно фонды добровольного страхования вкладов (как некоммерческие организации).

Следовательно, все банковские вклады (с учетом установленного законом ограничения по сумме) в России застрахованы и гарантированы, либо в рамках специальной системы обязательного страхования, либо самим Банком России.

Согласно действующей редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками:

имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России,

участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и

состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено только банкам:

1) с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (при слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации, а при преобразовании банка указанный срок не прерывается);

2) на день вступления в силу Федерального закона от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (ст.6) уже осуществлявшим привлечение во вклады средств граждан (такое право должно было быть получено в установленном порядке);

3) вновь регистрируем либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, при условии:

а) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро;

б) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Система страхования банковских вкладов является самостоятельным видом страхования и выведена законодателем из сферы страховых правоотношений, являющихся предметом регулирования собственно законодательства о страховом деле. Поэтому вопросы страхования выведены за пределы законодательства об организации страхового дела и регулируются в федеральном банковском законодательстве. Так, согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 года № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ст. 1 этого Закона дополнена следующим положением: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках создана для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам. Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках определяется федеральным законом.

Рассмотрим более подробно существующие формы страхования вкладов населения.

 
Введение Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Sunday, 05 April 2009

Введение

 Центральный банк Российской Федерации возглавляет банковскую систему Российской Федерации, и его деятельность непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами Банка России как главного банка, возглавляющего банковскую систему России, являются: защита и обеспечение устойчивости денежной единицы РФ (ст.75 Конституции РФ); обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств в Российской Федерации (п.1 ст. 8 Конституции РФ); обеспечение эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса в народном хозяйстве (ст.74 Конституции РФ); банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, создание надежных правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную банковскую систему; обеспечение надежного банковского обслуживания государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и физических лиц; эмитирование денежных знаков; обеспечение государственного регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью.

Уровень дефицита бюджета, нормализация финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков являются важнейшими критериями, определяющими состояние экономической безопасности государства[1]. Обеспечение экономической безопасности России в части, касающейся упомянутых выше факторов, находится в сфере компетенции Банка России и непосредственно зависит от эффективности его работы.

 Банк России оказывает непосредственное воздействие не только на экономическую безопасность РФ. Деятельность Банка России напрямую связана с банковским обслуживанием органов и организаций, обеспечивающих национальную оборону и безопасность. Воздействие Банка России на состояние этих органов и организаций осуществляется через входящие в его систему полевые учреждения и расчетно-кассовые центры (РКЦ). Именно они осуществляют банковское обслуживание счетов органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Этим обусловлен интерес, проявляемый в последние годы к полевым учреждениям Банка России, и меры, предпринимаемые Президентом РФ - Главнокомандующим

ооруженными Силами, направленные на совершенствование деятельности полевых учреждений.

 Система полевых учреждений Банка России совершенствуется, развивается и серьезным образом влияет на обеспечение обороноспособности и безопасности страны. Поэтому от сотрудников органов внутренних дел, органов военной юстиции других специалистов в области обороны и безопасности требуются глубокие знания федерального законодательства, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Банка России и Министерства обороны РФ, регулирующих особенности финансирования и банковского обслуживания войск, организации и функционирования полевых учреждений Банка России. Кроме того, им необходимо иметь общее представление о банковской системе РФ в целом. С учетом стоящих перед органами внутренних дел задач по борьбе с экономической преступностью от выпускников высших учебных заведений МВД России требуются глубокие знания правовых вопросов банковской деятельности. Принимая во внимание, что вопросы организации и осуществления банковской деятельности в Вооруженных Силах РФ регулируются различными отраслями российского законодательства, их усвоение требует специальной юридической подготовки. В то же время, если проблемам состояния и перспективам развития банковской системы РФ и системы Банка России за годы экономических преобразований посвящено определенное количество работ, то особенности правового регулирования организации и функционирования полевых учреждений Банка России в юридической литературе исследованы явно недостаточно.

 Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать наиболее важные проблемы организации и функционирования полевых учреждений Банка России, способствовать должной юридической подготовке в вопросах банковского дела, а также способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в денежно-кредитной сфере.

 При подготовке этой книги использовались законодательные, нормативные правовые акты и научные труды, официально опубликованные в открытых источниках.

[1] п.3 ст. 3 Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608 “О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации(Основных положениях)”

 
В.О. Ключевский о деньгах и меновых знаках Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009

II. ДЕНЬГИ. СКОТ. КУНЫ. ПЕНѫЗИ. ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ И МЕНОВЫЕ ЗНАКИ. ГРИВНА КУН. ЧАСТИ ГРИВНЫ КУН. НОГАТА. КУНА. РЕЗАНА .
(Извлечение)

ЛЕКЦИЯ XI

ДЕНЬГИ И МЕНОВЫЕ ЗНАКИ. Я перечислю вам в историческом преемстве термины, которыми обозначались меновые знаки: скот, куны, пенѫзи, деньги. Это преемство терминов показывает, что, прежде чем на нашем рынке вошли в употребление металлические деньги, меновыми знаками служили предметы, составлявшие господствующую статью в народнохозяйственном обороте. Термин «скот»  идет от той незапамятной поры, когда основанием народного хозяйства было скотоводство, следовательно, от поры еще кочевой. Напротив, куны можно приурочить уже к известному историческому времени, когда пушной товар, или скора (теперь это слово значит шкура), как иначе еще он назывался, был главной статьей русской торговли, главным предметом русской промышленности. Мы знаем это время – IX – XII вв. нашей истории. Слово «деньги»  указывает на время, когда денежный оборот на Руси стоял в сильной зависимости от татар, собиравших подати и пошлины с русского завоеванного населения. Я не берусь определить время, когда проникло в наш язык слово «пенѫзь», но так как это слово употреблялось и у других славян, не знавших ни кун, ни денег, то появление этого слова можно отнести к глубокой древности. Меха сохраняли свое меновое значение и долго после того, как явились на рынке металлические деньги. Так что в XIII и в следующих веках платежи производились и теми, и другими знаками, и меховыми, и металлическими. Вы найдете много указаний на это совместное господство на рынке и кун, и денег, принимая первое слово в значении меновых знаков меховых, а второе – в значении меновых знаков металлических. Приведу рассказ Волынской летописи. В 1279 г. был сильный голод по всей земле Русской и Польской, у Литвы и ятвягов. Послы ятвяжские приехали к князю Владимиру Волынскому и обратились к нему с просьбой: «Не помори нас, но перекорми ны собе; пошли, господине, к нам жито свое продаят, а мы ради купим: чего восхочешь, воску ли, бели ль, бобров ли, черных ли кун, серебра ль, мы ради дамы»[1]. Меновые меховые знаки ходили, таким образом, наравне с металлическими знаками. Уже в XII столетии меха связывались пучками известной ценности и ими производились платежи. Пучки заключали в себе по 40 шкурок и назывались «сороками»  или «сорочками»; сорок соболей, связанных в четыре десятка, – меновой знак на Московской Руси XVII в. Такими сороками платили за товар, ими выдавали жалованье, ими дарили иноземных послов; по меньшей мере половина казенных платежей в XVII в. совершалась сороками. Иностранец Рейтенфельс, наблюдавший в XVII в. московскую жизнь, пишет, что в Москве драгоценные меха в таком же ходу, как и деньги. Надо думать, что так как меха раньше металлических знаков получили значение орудий мены, то ценность металлических денег определялась мехами, а не наоборот, т. е. на меха оценивалась стоимость серебряного знака, а не серебряным знаком оценивалась стоимость меха. Этим объясняется терминология системы денег в древней Руси. Когда появились на Руси металлические деньги, единицы этой металлической денежной системы усвоили себе названия, заимствованные от мехов, например кусочек серебра, равнявшийся ценностью меху куницы, получил название куны: куна – кусок серебра, металлический знак. Это сродство монетной терминологии с терминологией мехов и поможет нам объяснить систему древнерусских металлических денег, встречающихся в Русской Правде.

Приводится по: В.О. Ключевский. Терминология русской истории //Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. YI. Специальные курсы / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. Р.А. Киреевой; Коммент. Составили В.Г. Зимина, Р.А. Киреева. – М.: Мысль. 1989. – С. 207-224.


[1] Ипатьевская летопись. С. 580.

 
<< В начало < Предыдущая 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Следующая > В конец >>

Всего 586 - 594 из 837

Свежие публикации